Жилища перелетных птиц (занятие в средней группе детского сада)
01.05.2011, 18:17
Задачи: обогащение и активизация словаря; составление
простого предложения с предлогом в; развитие слухового внимания, мышления,
мелкой моторики руки.
Оборудование: магнитофонную запись с щебетом птиц,
предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, фланелеграф,
жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник),
фигурки с изображением перелетных птиц, геометрические фигуры (прямоугольник,
треугольник, маленький круг) для каждого ребенка.
I. Оргмомент
Детям предлагается прослушать магнитофонную запись с
щебетом птиц.
Педагог. Что за звуки мы слышали? Где можно услышать
щебет птиц? Почему птицы так весело щебечут?
II. Беседа по теме занятия с опорой на предметные
картинки
На наборное полотно выставляются картинки с изображением
перелетных птиц.
Педагог. Какие птицы изображены на картинках?
Дети. Скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка.
Обращается внимание детей на изображение грача и
соловья.
Педагог. Грачи и соловьи вьют гнезда весной из
веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца, из которых потом вылупляются
птенцы.
Показывается изображение ласточки.
Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около
жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.
Показывается изображение скворца.
Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в
домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца?
Дети. Скворечник.
Одновременно с рассказом о птицах педагог показывает
картинки с изображением жилищ перелетных птиц. Показывается изображение кукушки.
Педагог. Кукушка не вьет, не лепит гнездо. Она
откладывает яйца в чужие гнезда. Ее птенцов растят другие птицы.
Кукушка
О птенцах не вспоминаю,
Все летаю и летаю,
Посижу я на суку,
Покричу — ку-ку, ку-ку.
Я в чужие гнезда яйца
Оставляю без стыда,
Потому что я — кукушка,
Никогда не вью гнезда.
О. Г. Зыкова
III. Дидактическая игра «Кто где живет?»
На фланелеграф помещаются картинки с изображением
жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Детям раздают фигурки перелетных птиц. Каждый ребенок
помещает фигурку около соответствующей картинки с изображением жилища. Поместив
птицу, ребенок должен составить предложение, например: «Скворец живет в
скворечнике». .
IV. Отгадывание загадок с опорой на предметные
картинки
Детям загадываются загадки. Из предложенных картинок
они должны выбрать ответ-отгадку.
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Детям предлагается вечером выучить эти загадки и
загадать их родителям.
V. Итог
Детям предлагается из геометрических фигур
(прямоугольника, треугольника, маленького круга) сложить скворечник.
Оценивается работа каждого ребенка.