Программные задачи. Дать детям представление о птицах
(внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на
перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом
его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные,
зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц,
птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные
птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие
пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас весёлым щебетанием,
всё равно это прекрасно (показывает детям фото или картинку с
изображением снегиря). Кто из вас видел эту птицу? Как она
называется? Дед Знай прислал нам рассказ о снегире. Послушайте.
«У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка,
белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на
солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только
снегири-папы. Снегири-мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено.
Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая
бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые
путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают
с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клёна, репейника,
конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в
припорошенных снегом перелесках …»
А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким
клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь –
птица … (зерноядная). Итак, чем питается снегирь? Как его клюв
приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдёте под
деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
Воспитатель (показывая фото или картинку с изображением
свиристели). Это тоже наш зимний гость. И по красоте оперения она не
уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая
полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и
только! Смотрите (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины,
весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют
калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды
целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят.
Кто из вас сравнит внешний вид свиристели и снегиря? Вспомните, где вы
видели этих птиц? Подумайте, и ответьте, почему их так называют снегирь и
свиристель? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста (фото). Вот что
рассказывает о нём дед Знай.
«Клёст – большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества
они не любят, держаться стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть
на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища.
Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть?
(воспитатель вместе с детьми рассматривают фото, обращая их внимание на
клюв, и предлагает подумать, как клесты решают эту задачу). Вы правы,
дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на
конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются.
Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.
Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными.
Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко:
клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт
гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и
только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой».
Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им «трепать»
шишки? Что особенного в поведении птиц зимой? А теперь давайте решим
логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы
разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается
насекомыми, какая – семенами, и обосновать своё мнение.
В конце занятия дети вместе с воспитателем формулируют правила
отношения к птицам. Нельзя разорять гнёзда. Нельзя подбирать и брать
домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них. Нельзя
убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и
необходимы природе. Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена:
делать кормушки, не забывать класть туда корм. |