Программное содержание. Закрепить знания детей о
комнатном растении фикусе: большой, похож на дерево, у него большие зеленые
листья. Закрепить умение поливать растение из лейки. Учить протирать листья
влажной тряпочкой.
Поддерживать интерес детей к растениям и желание
ухаживать за ними. Побуждать воспитанников использовать в речи слова: фикус,
ухаживать, поливать, протирать листья.
Подготовка к занятию. На клеенки расставить растения с
плотными кожистыми листьями так, чтобы к каждому можно было свободно подойти.
Рядом с каждым растением положить две-три влажные тряпочки, в зависимости от
того, сколько детей будет протирать листья.
В стороне полукругом
расставить стульчики, перед
ними поставить растение.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках. Обращаясь к ним, воспитатель
предлагает рассмотреть растение, назвать его (фикус), просит двоих-троих детей
повторить название. Затем спрашивает: на что похож фикус, на дерево или на
траву, какие у него листья, большие или маленькие, какого они цвета? Говорит
детям: «Сережа и Нина, подойдите к фикусу и потрогайте (погладьте) листочки.
Какие они? (Гладкие, блестящие.) Вот какой фикус вырос у нас — большой, похож
на дерево, у него большие зеленые гладкие блестящие листья. А как мы будем
ухаживать за фикусом и другими растениями? (Их надо поливать и мыть). Сегодня
мы поучимся протирать листочки. Возле каждого растения лежат тряпочки. Я
расправляю тряпочку на правой руке, на левую кладу листок фикуса и осторожно,
чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и
протру его снизу (одновременно с объяснением воспитатель показывает приемы
работы). Посмотрите, какой он стал чистый! А теперь все заверните рукава,
подойдите к растениям и попробуйте сами протереть листья».
Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы
помогает им советом, в необходимых случаях показывает, как надо делать. В
конце занятия предлагает всем подойти к растению и посмотреть, как чисто вымыты
листья, как они теперь блестят. Воспитатель отмечает хорошую работу детей,
подчеркивает, что они теперь будут не только поливать растения, но и протирать
их листья.
Через две-три недели проводят такое же занятие
повторно (для закрепления полученных детьми навыков). Его можно несколько
разнообразить, например рассматривать растение, листья которого другой формы
(например, длинные у кливии), закрепить это название. Полученные на этих занятиях
знания и умения применяются при организации коллективного труда во второй
половине дня. Для этого одним детям предлагают протирать листья растений,
другим поливать их. К этому виду ухода привлекаются все воспитанники по
очереди.
В конце года проводят занятие по ознакомлению детей с
растениями. На этом занятии обобщаются и уточняются знания о некоторых
растениях и уходе за ними. Для занятия следует выбрать два вида хорошо
отличающихся друг от друга растений; одно из них должно быть цветущим.
Примерный конспект занятия «Рассматривание примулы и
фикуса»
Программное содержание. Закрепить знания детей о
растениях: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах
ухода за ними. Упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их между
собой.
Подготовка к занятию. На столе воспитателя — примула и
фикус, лейка с водой, влажная тряпочка.
Ход занятия.
Дети рассматривают растения, по просьбе воспитателя
описывают характерные особенности их внешнего вида, сравнивают растения между
собой. Затем воспитатель уточняет, какие приемы используют для ухода за
растениями, привлекает детей к их показу (поливка, протирание листьев фикуса).
В конце занятия проводят дидактические игры, в ходе которых знания о растениях
закрепляются.
|