Программное содержание. Уточнить и систематизировать
знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая
существенные признаки внешнего вида. Внести в словарь детей более точные
определения внешнего вида отдельных частей растений: ствол вьющийся, листья
шероховатые, край листа с зубчиками и т. д. Познакомить детей с новым растением
— абутилоном (комнатным кленом), отметить характерные особенности его внешнего
вида. Укрепить интерес ребят к уходу и наблюдениям за растениями.
Подготовка к занятию. На столе воспитателя стоят
растения: герань душистая и зональная, комнатный виноград, примула, папоротник.
Абутилон в начале занятия убран.
Ход занятия.
Дети сидят на своих местах. Воспитатель говорит:
«Дети, сегодня мы рассмотрим некоторые наши комнатные растения и расскажем о
них. Как называются растения, которые стоят на столе? (Дети называют.) Давайте
сначала рассмотрим комнатный виноград».
Чтобы облегчить детям описание, о первом растении
воспитатель задает вопросы: «Какого размера виноград? На что он похож, на
дерево или на кустик? (На кустик, у него несколько длинных стволов.) Какой
стебель у винограда, прямой или нет? (Стебель у него не прямой, он вьется вокруг
планки.) Правильно. Он так и называется — вьющийся. А чем виноград цепляется за
планку? Да, у него есть усики. Какие они, на что похожи? Правильно. На
пружинки, ими виноград цепляется за опору. Какие листья у винограда? Расскажи,
Рая. (Большие, темно-зеленого цвета, плотные, овальной формы, край листа с
зубчиками.) Погладь листочек: какой он? (Гладкий.) Цветет ли виноград? (Нет, у
нас он не цвел.)»
Педагог вызывает одного ребенка и просит его
рассказать о винограде все, что подметили и рассказали другие дети.
В уголке природы дети с интересом трудятся: готовят
землю для посева семян, сажают черенки, ухаживают за посаженными растениями.
После этого рассматривают примулу и папоротник.
Воспитатель предлагает детям рассказать об этих растениях так же, как они
говорили о комнатном винограде; если кто затрудняется, помогает ему вопросом
или предлагает другому ребенку продолжить рассказ.
Далее педагог говорит: «Теперь сравним два растения.
Похожи ли примула и папоротник? (Нет, не похожи.) Рассмотрите их внимательно и
скажите, чем они не похожи. Какие листья у них? (У примулы листья круглые, не
гладкие, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья
длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные; молодой листочек папоротника на
конце закручен.) Еще раз посмотрите на них внимательно и скажите, чем они
похожи. Какие по величине оба растения? (Небольшие.) Какого цвета их листья?
(Светло-зеленые.) Правильно, этим они похожи, а чем еще? Виден ли у них
стебель? (Нет, и у примулы, и у папоротника стебля не видно.) Значит, оба
растения не только отличаются друг от друга, но и чем-то друг на друга похожи».
Затем педагог предлагает рассмотреть два разных
растения герани, просит сравнить их и отметить, чем они похожи и чем
отличаются. Дети рассказывают.
«Теперь я вам покажу новое растение,— говорит
воспитатель и вносит абутилон.— Оно называется комнатный клен. Посмотрите на
него внимательно и скажите, почему оно так называется. Правильно, у него листья
похожи на листья дерева — клена. Расскажите о нем так же, как вы рассказывали
о других растениях. (Дети рассказывают.) Комнатный клен хорошо растет в
светлом месте. Как по-вашему, где он должен, стоять у нас в группе? Правильно,
вот на этом окне часто бывает солнце, после занятия мы поставим его сюда.
Поливать его надо чаще. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду задавать вопросы о
растениях, а вы — отвечать. У какого растения самые большие листья? А самые
маленькие? Какое из наших растений цветет зимой? А какие из них начали цвести
весной? Как у растений разворачиваются листья? У какого растения лист «одет в
рубашку»? (У фикуса.) А у какого растения молодой лист сначала свернут в
светло-зеленую трубочку, а затем он разворачивается и темнеет? (У дружной
семейки.) У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У
папоротника.) У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У
герани.) У каких из растений ярко-красные цветы? А белые? А розовые? У каких
растений большие одиночные цветы, а у каких много маленьких? А теперь сами
придумайте вопросы о растениях уголка
природы».
Дети учатся задавать подобные вопросы, педагог
помогает им, обращая внимание на характерные признаки внешнего вида растения,
его размер и др., хвалит тех, кто придумал интересные вопросы, подчеркивает —
все вопросы детей говорят о том, что они любят растения и внимательно наблюдают
за их ростом и развитием.
В заключение занятия обобщает: «Вы хорошо сегодня
занимались, правильно рассказывали о растениях, увидели в них много
интересного. Продолжайте и дальше наблюдать за нашими растениями; если кто-либо
из вас увидит у них что-то новое, расскажите всем».
В начале года целесообразно предлагать детям для
рассматривания и описания более простые растения, затем можно давать и
посложнее. В конце некоторых занятий по ознакомлению с растениями используют и
такие дидактические игры, как, например, «Угадай по описанию». Воспитатель
загадывает какое-то растение, а дети отгадывают. «Растение большое, стебель не
виден, листья узкие, плотные, темно-зеленые, гладкие, края листа ровные, цветы
похожи на оранжевые колокольчики, они все собраны на одной стрелке,— говорит
педагог.— Что это за растение? (Кливия.) А теперь вы загадайте, а я буду
отгадывать».
Важно помнить следующее: когда дети учатся описывать
растение на занятии, начинать его описание надо с самой заметной части (с
цветов), а когда воспитатель во время игры описывает растение, наиболее
заметные признаки упоминаются в самом конце описания.
Воспитатель вопросами помогает детям при описании
растений отметить характерные признаки каждого из них.
На таких занятиях дети учатся внимательно
рассматривать и описывать свои растения. Если в ходе занятия дети не смогут
ответить на тот или иной вопрос о растении, педагогу не надо спешить самому на
него ответить; следует предложить детям после занятия подумать, о каком
растении так говорится, и через некоторое время спросить, догадались ли они, о
каком растении был вопрос.
Кроме подобных по построению занятий, можно провести
такое, которое полностью отводится дидактической игре, например «Цветочный
магазин», где дети упражняются в умении описывать растения и угадывать их по
описанию.
Во время рассматривания растений (на занятиях и вне
их) воспитателю следует обращать внимание ребят на внешний вид растения, подчеркивая
его привлекательность, как оно украшает группу. Например, спросить, какое из
растений самое красивое; предложить детям рассказать о нем, отметить, чем оно
привлекательно; найти самое красивое растение, рассмотреть, с тем чтобы на
следующем занятии нарисовать его, сделать анализ рисунков и отметить, как
удалось детям отразить в своих рисунках характерные особенности натуры,
спросить, почему герань называется душистой, а бегония — вечноцветущей. |