Программное содержание. Познакомить детей с новыми для
них рыбками (меченосцами). Создать для рыб условия, похожие на естественные.
Продолжать воспитывать интерес к рыбкам и желание заботиться о них.
Подготовка к занятию. Вместе с дежурными заранее
промыть песок, положить его в два тазика; приготовить ведра с отстоявшейся
водой, аквариум на 2—3 ведра (сверху тесьмой на нем отметить нужный уровень
воды); растения в двух мисочках, камешки, совочки, кружки, воронки; две банки
с рыбками.
Ход занятия.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Какие рыбки
живут у нас в аквариуме? (Дети называют.) Сегодня я принесла вам новых рыбок,
посмотрите на них. (Показывает рыбок каждому ребенку.) Чтобы вам было лучше
видно, я поместила рыбок в две банки. Теперь поставлю банки на стол;
внимательно рассмотрите их. Может быть, у кого-то такие рыбки есть дома? Кто
знает, как они называются? Правильно, они называются меченосцами. Еще раз их
рассмотрите и расскажите об особенностях внешнего вида этих рыбок».
В случае необходимости воспитатель помогает детям
выделить существенные признаки внешнего вида рыб: какого цвета у них глаза,
какого размера и какой формы плавники и т. д. Педагог добивается
от детей подробного
описания рыбок. Затем
воспитатель спрашивает: Кто
догадается, почему эти рыбки называются меченосцами? Правильно, у них нижняя
часть хвостового плавника похожа на меч. Меченосцы живут в жарких странах, в
маленьких водоемах с теплой водой; у нас они живут в аквариумах. Чтобы рыбкам
хорошо жилось, чтобы они были здоровы и веселы, им надо создать правильные
условия жизни в аквариуме. Что мы должны положить не дно? Что сделать потом?
(Посадить растения, положить камешки, налить воды и т.д.) Работу выполнять надо
так: с двух краев ряда двое детей насыпят на дно аквариума по два совочка
песка, затем вернутся на свое место, передадут совочки соседям, работать
пойдут эти дети, а за ними следующие. (Дети по очереди насыпают песок в
аквариум.) Где мы должны посадить эти растения? (Показывает валлиснерию.)
Почему к задней стенке аквариума? Да, правильно, у них длинные Листья, чтобы
они не загораживали рыбок, мы их посадим к задней стенке. Как мы их будем
сажать? (Сделать ямку, поместить в нее корни, закрыть их песком и придавить
камешком.)»
Выходят следующие дети, по двое с каждой стороны ряда,
они сажают растения; при необходимости воспитатель им помогает, затем вызывает
следующих детей по очереди.
«А эти низкие растения,— продолжает воспитатель,— куда
посадим? Правильно, в середину. Чтобы их корни не всплыли, мы их тоже придавим
камешком. Растения посажены, что теперь будем делать? Как нужно наливать воду,
чтобы она не размыла песок? Посмотрите: я кладу на песок два листочка бумаги
(используют и воронки), осторожно кружечкой наливаю воду. Теперь выйдут с
каждой стороны ряда по одному ребенку, подойдут к аквариуму и нальют в него по
две кружечки воды, за ними пойдут дети, которые еще не работали. (Дети
работают.) Наливать воду надо до этой тесьмы, надетой сверху. Вот мы и
закончили работу. В аквариум можно положить еще плавающие растения. Что мы
сегодня сделали для рыбок? На что похоже дно аквариума? (На дно речки, пруда.)
Что нужно сделать, чтобы в аквариум не попала пыль? (Закрыть стеклом.) А чтобы
вода была теплой в аквариуме, что надо делать? (Подогревать ее лампой.)
В только что залитый аквариум помещать сразу рыбок,
нельзя, надо чтобы растения в нем прижились; мы пустим рыбок в другой аквариум.
Меченосцы — рыбки маленькие, поэтому дежурные должны будут кормить их мелко
растертым кормом. Понаблюдайте за меченосцами: как они будут себя чувствовать в
новых условиях».
В конце занятия дается оценка работы детей.
Как видно, на данном занятии воспитатель почти не
показывает детям, как нужно выполнять то или иное действие; основной прием
руководства работой — указание, что в этом случае является достаточным. После
занятия по устройству аквариума воспитатель организует наблюдения за новыми
рыбками. Дети узнают, что у меченосцев рождаются живые мальки.
При ознакомлении с новыми для детей животными
проводятся первичные наблюдения по типу тех, которые проводились в старшей
группе, но с более сложным содержанием: например, на таком занятии можно
рассказать о жизни животного в природе, о пользе его для человека. Обучая
сравнительному анализу при ознакомлении с животными, воспитатель подводит
детей к выводам и умозаключениям. |