Игры в мяч очень популярны, их считают самыми
распространёнными, встречаются они почти у всех народов мира. История не
знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их
древности.
В простонародье чаще всего мячи делали из тряпок и тряпками
их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков,
сделанных из коры липы, берёзы или ивы. Внутри такие мячи были пустые
или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей
шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались предать ему круглую
форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли
там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали.
Такой мяч был лёгким и мягким, а своей упругостью не уступал
резиновому. Резиновыми мячами играли дети только из зажиточных семей.
Играя в мяч, дети выполняли порой довольно сложные фигуры, повторяя
каждую, как правило, три раза. В разных местах России их называли
по-разному.
Свечки — подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Второй раз бросить выше, а в третий раз ещё выше.
Поднебески — подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от земли поймать.
Гвозди ковать — отбивать мяч рукой о землю.
Хватки — поднять руки с мячом повыше головы выпустить его и поймать налету.
Вертушки — перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать.
Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.
Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.
Пришлёпы — ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.
Галки вороны, зеваки — встать
спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из
этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.
Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.
Ручки — опереться левой рукой о стену, правой
ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться
правой рукой о стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать
двумя руками.
Через ножки — упереться левой ногой в стену, из-под неё ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. То же, но упереться правой ногой.
В ладоши — ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.
По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Нитки наматывать — ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.
С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и т.д.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки.
Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для
здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального
развития маленького ребенка.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и
как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности.
Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни.
Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит,
кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и
физически.
Игры с мячом важны и для развития руки ребёнка.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития
функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных
сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление
информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка.
Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия
(бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы
мышц, у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное
подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что
благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом –
специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать,
удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве,
регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость,
быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно
важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с
мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов
организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Можно только удивляться, замечая какое разнообразие
впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на
наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются
исключительно полезны.
Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление.
И зачастую, ребёнок самостоятельно подмечает и отыскивает
многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для
родителей самостоятельность и волевая активность. |