Говорят родители: «В ребенка точно бес какой вселился! Что ни скажешь, все старается наоборот сделать!»
«Рома вот уже полгода ходит в детский сад.
Там, говорят, с ним нет никаких проблем. Зато дома перед матерью
«выкомаривает». Со мной-то ведет себя получше, но тоже… Вчера велел ему
ждать меня у подъезда, так он за угол дома спрятался. Говорю, чтоб в
лужи не лез, нарочно топает так, что брызги выше головы летят. Еще одно
развлечение нашел, телевизор с канала на канал переключает. Только
сядешь, новости посмотреть, а он лентяйку хвать и давай щелкать. Ну, я
ему и щелкнул! Тут же рев… Жена на меня орать, я на нее, а сын слушает и
ухмыляется».
«Утром собираемся в сад, торопимся, естественно. Мне же на
работу. А Жанна время тянет. Пуговицы застегивать не дает, сапоги
натягивать не разрешает. Все сама. Я не выдерживаю, дергаю ее, начинаю
кричать. Дочь впадает в истерику. В результате опаздываем не только в
сад, но я и на работу не успеваю».
Термин «кризис трех лет» — название достаточно условное.
Наступить он может и в 2.5, и в 3, и в 3.5, и даже в 4 года. Все
зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Но рано или поздно
приходит момент, когда прелестное чадо перестает самозабвенно
выстраивать кубики, вжикать машинками, трепать плюшевых мишек и взирать
невинно восхищенными глазами на родителей и всех взрослых,
беспрекословно выполнять любое их требование с первого раза.
Дети по-прежнему нуждаются в нас, взрослых. Но они начинают
протестовать против тотального диктата, взрослые решают, когда собирать
детям игрушки, когда идти спать, что есть и сколько, куда идти на улице,
что нужно делать и что делать нельзя. Да мало ли что еще предписывается
ребятишкам ежедневно и ежеминутно! Наши указания научили малышей
отделять свои желания и потребности от вещей и условий, с помощью
которых они удовлетворялись. Естественную потребность ребенка в пище
мама удовлетворяла с помощью различных блюд (пюре, кашки, яблочки,
печеньки). Иногда было вкусно и приятно, иногда не очень. Но за свою,
пусть пока короткую, жизнь ребенок узнал, что ему принадлежат лишь
чувства, ощущения, настроения, а то, как они будут меняться, зависит от
окружающих.
С наступлением кризиса трех лет дети осознают,
что взрослые не всегда верно понимают их желания и далеко не всегда
точно их осуществляют. Слишком многое так и остается непонятым и
неосуществимым. И тогда они принимают решение сами, без участия взрослых
реализовывать свои устремления, удовлетворять желания и интересы.
Естественно, что дети не ставят в известность взрослых об этом
своем решении ни устно, ни письменно. Оно проявляется лишь в действиях и
поступках маленьких граждан. С этого момента в их поведении появляется
упрямство, непокорность, резкий негативизм. Всякий раз, как кто-либо из
взрослых пытается физически вмешаться в их программу поведения или
заявляет, что так нельзя делать, он натыкается на ту или иную форму
протеста. Например, подходя к дороге, по которой ездят автомобили, малыш
вырывается из рук родителей и пускается наперерез идущему транспорту
или в ответ на заявление бабушки, что она приготовила что-то вкусненькое
специально для ребенка, тот отказывается даже пробовать кушанье. Видя,
что родители торопятся, дети начинают проявлять истовое стремление к
самостоятельности: штанишки, носочки, шапочки, рукавички — все им
непременно нужно надеть на себя самим.
Смысл такого протестного поведения достаточно ясен и прозрачен.
Своими действиями ребята как бы заявляют: «Это вы хотели, вы решили, вам
надо, а не мне! Я вовсе этого не хочу!»
Многие родители пытаются преодолеть бунт-протест
уговорами или сломить его силовым нажимом. В ход идут крики, шлепки,
угрозы. Однако это не дает желаемого результата. Малыши встают в позицию
«кто кого?» и либо продолжают действовать по-своему, либо закатывают
истерики.
Положительный момент кризиса трех лет — это
появление самосознания детей. Именно поэтому его еще называют кризисом
самости. Пресловутое «Я сам хочу… буду… я сам могу…»
Чтобы поскорее избавиться от нежелательных прений кризиса, нужно
постараться изменить свою, но позицию: бунт и капризы в это время
следует не искоренять, а направлять в другое русло. Ведь малыш может
быть целиком самостоятельным лишь в игре. Ее-то нужно предложить детям в
качестве замены протеста. Вместо того чтобы подгонять малыша, упрекать
его в медлительности и неумелости, а тем более навязывать ему свою
помощь в ситуации утренних сборов, предложите ребенку собирать в садик
куклу или мишку пусть именно им он завязывает шарф, одевает шапочку, а
вы в это время поможете ему. Или можно предложить ребенку другую игровую
ситуацию одевание на скорость, где вы одновременно будете выступать в
роли судьи и в качестве болельщика, готовым прийти на помощь своему
любимцу.
В игре и через нее дети избавляются от глупого упрямства,
превращают его в целенаправленность и устойчивость своего поведения.
Режиссура ребенком их игровых действий дает взрослым возможность
увидеть, себя со стороны и вовремя скорректировать собственное
поведение. Игра способствует дальнейшему поступательному психическому и
личностному развитию малышей. Ведь в ней, помимо предметных действий
(действий с предметами или игрушками), воспроизводятся социальные
отношения. Именно их освоению и будут посвящены ближайшие несколько лет
жизни ребенка. Если взрослые своевременно отказываются от жесткого
диктата, прямых указаний и запретов, прибегая вместо этого к
вопросительной или ироничной форме взаимодействия с детьми, то
негативные проявления кризиса быстро сходят на нет. Ребята осваивают ту
сферу своей жизнедеятельности (игру и фантазию), где они могут целиком и
полностью действовать по собственной программе.
Родители и все взрослые должны выступать в качестве образца для подражания!