КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ, вы делите с ребёнком время (что само по себе
бесценно) и интерес. Не только сказка важна малышу, но и то, что её
читают мама или папа. Сочетание родного голоса, книги и личного общения
создаёт неповторимую ауру тепла и общности. Дарит маленькому человеку
уверенность в том, что его любят, ему отдают своё внимание. И никакими
мультфильмами и совместной покупкой очередной порции «Лего» этого не
заменишь.
КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ, ваше чадо фантазирует, создаёт зримый красочный
мир, в котором живут герои звучащей книги. Этот процесс визуализации
развивает воображение, ассоциативную память – основу нестандартного
творческого мышления в будущем.
КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ, вы учите ребёнка слушать. Слушать долго и не
прерывать. Слушать внимательно и вдумчиво. Слышать разные смысловые
акценты, разную интонацию. В процессе слушания у ребёнка формируется
слуховая память. Для этого важно по многу раз читать одну и туже книгу –
столько, сколько малыш просит.
КОГДА И КАК ЧИТАТЬ РЕБЁНКУ, ЧТОБЫ ЭТО ПРИНЕСЛО НАИБОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ,
СТАЛО ЯРКИМ И СЧАСТЛИВЫМ ВОСПОМИНАНИЕМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ? Во многих семьях
есть прекрасная традиция УСПОКАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ на ночь. Не думайте, что
вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не
меньше пользы, чем сам сон. Детям очень нравится чтение на ночь с
«продолжением»: сказочные повести на несколько вечеров.
В это время хорошо читать спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые.
ЧТЕНИЕ НОВЫХ КНИГ (литературное чтение) стоит отложить на то время,
когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна. Выбирая
книгу для чтения, ориентируйтесь на характер вашего ребёнка. Есть
ранимые, впечатлительные дети, которые категорически не хотят читать
никаких приключений и авантюрных историй из-за того, что им страшно.
Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не
случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазёрам
и искателям приключений подавай книги с захватывающим сюжетом, и их
вряд ли заинтересуют рассказы из детской жизни.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ словарей, энциклопедий, научно-популярной
литературы ни в коем случае не должно заменять или вытеснять
литературное чтение. Это может затормозить эмоциональное развитие
малыша.
Замечательно, если в литературном репертуаре вашего ребёнка особое
место занимает ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Читать можно и нужно не только
Чуковского – Маршака – Михалкова — Барто, но и Пушкина, Фета, Тютчева…
Прекрасную русскую на темы природы или стихи поэтов 19 в., написанные
специально для детей. Стихи- музыка речи. Их необязательно сразу
понимать, вначале можно просто слушать.
Пусть одной из ваших семейных традиций станет домашнее чтение вслух! Любовь
к одним героям и ненависть к другим, общая взволнованность за судьбу
своих «любимчиков», разговоры о прочитанной книге очень помогают
воспитанию малыша как будущего читателя. А как оценить те минуты, когда
вы, прижавшись друг к другу, погружаетесь в мир, принадлежащий только
вам одним, полный картинок и слов, где всё так хорошо начинается и также
хорошо заканчивается? Поверьте, стоит только раз попробовать такое
домашнее чтение, и ребёнок будет ждать его как праздника! Только для
этого нужны непременно хорошие книги, способные заставить волноваться,
сопереживать, думать, удивляться.