Читаем книжку – Максим слушает вполуха, но как только
встретится что-нибудь этакое: слово какое-нибудь не очень хорошее или
дразнилка, — хохочет, повторяет. Вчера читали «Сказку о рыбаке и рыбке».
Так он ничего, по – моему, не запомнил, кроме «дурачина ты,
простофиля». И с мультфильмами та же история. А уж если кто-то из детей
начнет кривляться – всё! Для Максима это будет кумир.
Совладать с демонстративным ребёнком нелегко, но вполне возможно.
Принцип тут такой: с одной стороны, надо помогать ему нормально
самоутвердиться, поскольку демонстративные люди на поверку оказываются
очень неуверенными в себе. А с другой стороны – резко отрицательно
реагировать на его «выкрутасы», в частности на ругательства.
Очень неплохо действует, если сквернословящего ребенка легонько шлёпнуть по губам. И не больно, и хорошо отрезвляет.
Но вообще-то демонстративные дети больше всего не любят,
когда их не замечают (или им кажется, что их не замечают). Значит, если
ребенок будет сквернословить, надо сначала его предупредить, но если это
не возымеет действия, то следует лишить малыша каких – либо благ,
связанных с общением, например прогулок, поездок, похода в гости, чтения
на ночь, совместной игры. Дети, привыкшие к эффективности своих
демонстраций, усваивают этот урок не сразу. Скорее всего, потребуются
несколько повторений. Главное, не давать слабины и не идти на уступки.
Помните, ваше благородство оценено не будет. Демонстративный ребенок
просто сделает вывод, что в следующий раз надо ещё немножко поднажать – и
родные, как миленькие, станут плясать под его дудку.
Ну а самая «тяжелая артиллерия» – это бойкот. Если вы видите, что
ребенок ругается вам назло, прекратите с ним разговаривать (естественно,
объяснив ему причину своего поведения). В жизни же часто получается
наоборот. Ребенок говорит плохие слова, желая привлечь к себе внимание, а
взрослые притворяются, будто не замечают его «перлов», и ведут себя с
ним как ни в чем не бывало, тем самым еще больше его раззадоривая.
Необходимо четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что если он
вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать. А то часто
получается, что хорошее поведение демонстративного ребенка не бывает
положительно подкреплено взрослыми, и тогда у него нет никакого стимула
вести себя хорошо.
Когда же малыш ведет себя плохо, сквернословит, делает
что-то назло, взрослые должны показать, что у них пропадает всякое
желание иметь с ним дело. То есть два полюса – положительный и
отрицательный – должны быть в этом случае разведены демонстративно –
резко. Гораздо резче, чем с детьми, не отличающимися демонстративностью
поведения.