Русские былины для многих детей, особенно мальчиков, становятся первой школой жизненной мудрости
Многие века русские дети очень внимательно слушали песни
и сказания о богатырях и героях, прославивших нашу Родину своими ратными
подвигами. Былины (или, как их еще называли, «старины») появились в
IX—XIII веках и передавались из поколения в поколение
певцами-сказителями. Их любили слушать и стар, и млад. В семьях же роль
сказочников-сказителей, как правило, выполняло старшее поколение —
бабушки и дедушки. А основными их слушателями были малые дети — внучата,
которые еще не доросли до того, чтобы помогать родителям в их трудах.
Ребятишки, как губки, впитывали историю и национальный колорит своей
родной страны через сказки и сказания.
В центре былин всегда были образы богатырей, защитников Отечества,
наделенных силой, смелостью и честью. Например, в образе любимого
богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского
сына, который стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь
врагам. В сюжеты былин вплетены не только героические мотивы, но и темы
труда и быта. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после
исцеления, — это корчевание пней и расчистка поля для пашни. В былинах
о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче отразилась народная мечта
о легком и радостном труде, обеспечивающем жизнь крестьян на Руси.
На сон грядущий
Былинные сказания имеют особый поэтический язык, а их содержание
иррационально. Но эта иррациональность понятна малышам и очень им нужна.
Современные детские авторы при всем желании не могут
приблизиться к духовной высоте и образности русской героической былины.
Недаром их рассказывали веками и передавали из поколения в поколение.
Былины были нужны народу, и прежде всего детям, для формирования
и сохранения своей самобытности в тяжелейших, порой беспросветных
условиях борьбы с многочисленными врагами нашей Родины. Их рассказывали
на сон грядущий, и они закладывались в подсознание ребенка, запоминались
на всю жизнь. Сказания формировали детскую личность на положительных
примерах богатырских подвигов, победы добра над злом.
В былинах содержатся ростки той жизненной мудрости, которая
обязательно должна быть впитана с детства. И они непременно прорастут
независимо от того, что потом будет читать и смотреть малыш. Это как
вакцина от пошлости, камертон духовной и нравственной жизни.
Русская былина насквозь пронизана духом и традициями православия.
Былины, конечно, — не жития святых, но святость жизни русских защитников
Отечества народ описал в образе смерти Ильи Муромца:
«Прилетела невидима сила ангельска и взимала-то его с добра коня
и заносила в пещеры Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи
нетленны».
Интересно, что богатыри в сказаниях — не обязательно самые сильные
и могучие. Защитникам требуются не только сила, но и ловкость, хитрость
и смекалка. Самый могучий богатырь в русском фольклоре — Микула
Селянинович. Именно его образ — образ мирного пахаря, скромного,
ленивого на ратные дела, является идеалом народа. Это означает, что коли
нет нужды защищать свою землю от врагов, то наши предки жили бы мирным
трудом.
Ребенок еще не может расшифровать для себя смысл былин, воспринять их
содержание критически, поэтому его душа открыта идеалам былины как
никогда более. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить,
трудиться на ней в поте лица и при необходимости — защищать ее.
Воспитанный сказками и былинами, укрепленный верой, народ становится
способным переносить невероятные испытания и возрождаться после
поражений.
1. Когда читать детям былины?
Если малыш уже понимает и с удовольствием слушает сказки «Морозко»,
«Волшебное кольцо», «Садко», то он уже готов воспринять русские былины.
Читать их лучше всего перед сном, часто повторяя одно и то же сказание,
чтобы смысл и образы его стали для ребенка живыми.
2. Как читать русские былины?
Чтение поэтических былин или целых циклов сказаний может
оказаться делом непосильным не только для маленького слушателя, но и для
его родителей из-за непривычности изложения.
Справедливости ради хочется заметить, что дети порой плохо слушают
поэтический вариант былины не потому, что им трудно воспринимать такую
форму, а потому, что обычно рассказчик просто плохо ею владеет.
На фестивале православ ной песни «Серебряная псалтирь», ежегодно
проходящем в г. Дубне Московской области, дети в зале завороженно
слушают пение русских былин под аккомпанемент гуслей, а затем пробуют
дома так же петь другие сказки и даже стихи современных поэтов. Более
легкий вариант прочтения былин представлен в многочисленных литературных
переложениях. Выберите тот, что вам и малышу по душе.
Читать былины лучше медленно, делая отступления, чтобы объяснить
ребенку смысл того или иного слова или выражения: «дружина», «пахарь»,
«соха», «дань», «лихие люди». Но если вы видите, что малыш завороженно
слушает, не стремясь вникнуть в смысл непонятных слов, схватывая
сказание как бы целиком, не нарушайте очарования и целостности
восприятия подробными пояснениями — для них еще будет время. Замечательно, если мама или папа могут преобразоваться в сказителя
и воспользоваться средствами выразительного чтения, что позволит
передать напевность, колорит и своеобразие неповторимого слога русской
былины.
3. Зачем читать былины?
Былина — замечательное противоядие для наших детей от подражания персонажам современных мультипликационных сериалов.
Детская душа в определенный период своего становления нуждается
в образе человека-героя, и лучше заполнить эту нишу образами былинных
богатырей, чем суперменов, несущих сомнительные ценности.
Если вы видите, что ребенку трудно сориентироваться в жизни, например
он не понимает, как относиться к грубости, агрессии, несправедливости,
начните читать ему былины.
Сравнение былины с любым современным псевдогероическим чтивом
(детективы, боевики, комиксы) показывает ее бесспорное преимущество
по стилевому, лексическому и уж тем более нравственному признаку.
Поэтому былина и сказка просто необходимы для становления речи.
Былинные герои интересны не только мальчикам, но и девочкам. Образ
благородного, сильного, доброго, трудолюбивого, щедрого душой мужчины
закладывается в девичьем сердце. Да и пример женской силы (той, которая
в мудрости и терпении) нашел выражение в сказаниях о Василисе Микулишне.
Давайте поиграем!
На игровом подтексте былины малыш усваивает важный репертуар
человеческих ролей, переживаний и отношений. Здесь можно вспомнить
практически весь арсенал умений вашего ребенка.
На тему сюжетов былины можно делать с малышом разнообразные
аппликации, лепить чудо-героев из пластилина, рисовать и даже ставить
театрализованные представления.
Захватывающей игрой для ребенка может стать построение плана или
карты. На листе ватмана дети рисуют (лепят, клеят…): 1. Деревню и дом,
где жил богатырь; 2. Дорогу; 3. Место встречи с другими персонажами и их
жилище (дворец князя, замок Змея, лес, где живут разбойники, лагерь
вражеских солдат).
План можно дорабатывать многократно, вводя новые
сюжетные линии. Работа с планом развивает у малыша средства
моделирования (конструирование, макетирование), помогает осознавать
существенные отношения сказочных персонажей, развивает устную речь,
формирует предпосылки собственного словесного творчества (сочинение
своих собственных сюжетов). Если ребенка увлечет ваш совместный проект
по моделированию русской былины, он может стать замечательным
психотерапевтическим средством (сказко- или былинотерапия). Например,
увлекшись построением новых сюжетов, малыш может начать вводить в них
персонажи телевизионных мультсериалов (каких-нибудь монстров) или
главных героев игр с друзьями (пиратов, трансформеров, черепашек ниндзя
и других). Но включение этих существ в былинный сюжет позволяет быстро
перерабатывать эти образы и избавляться от их навязчивости.
И, конечно, чтобы такая игра захватила и увлекла ребенка, родителям
важно суметь самим искренне отдаться игре. Сначала от вас потребуется
достаточно активная игровая позиция, которая с возрастанием активности
малыша постепенно уступит место детской инициативе, а затем и исчезнет
вовсе (когда ребенок может играть сам с собой, одновременно разыгрывая
роли нескольких персонажей).
«Посвящая» малыша в былину, вы должны скорее напоминать
сказочника-сказителя или усатого няня из одноименного кинофильма, чем
дидактичного школьного учителя или Мальвину, занимающуюся с Буратино.
Задача родителя — не учить (прямо), не вести за собой, но идти рядом с ребенком.
Тогда былина, объединяющая в себе познавательное, речевое
и нравственное развитие, становится настоящим источником личностного
развития малыша. Это целый мир, который приобщит детей только
к хорошему.
|