Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом
множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом
различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые
нормы, требования, правила, так как любая организованная группа
характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми
целями и задачами. Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту
или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как
системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти),
групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это
ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и
групповой деятельности.
Исходя из этого, главная задача семейной социализации и
семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к
кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем
вся его жизнь будет протекать в различных (самых разнообразных!) группах
и коллективах.
Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы
выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной
(коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно
адаптироваться к жизнедеятельности различных групп.
В этом плане социализация ребенка рассматривается как все
усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической
адаптации к различным группам и коллективам.
Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со
дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу.
Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от
интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и
сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи. По мере роста и развития
ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным
взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала –
бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье,
семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему
власти и подчинения, наказаний и поощрений.
Семья – естественная социально-психологическая малая группа,
соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней
осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной
деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха,
досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных
потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой
кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного
повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс
социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и
бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное
заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к
кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и
способности кооперативного поведения, без которого он не сможет
приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он
приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к
характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи).
Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей
системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно
сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является
основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но
фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению.
|