Выбор мяча
— Мяч должен быть удобен и не вызывать у ребёнка слез от ощущения собственной неловкости!
— Прыгучесть. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и
хорошо набитые шерстяные. Мяч «не прыгучий» может быть «мячом катучим».
Например, стеклянные шарики именно своей «не прыгучестью» и хороши!
Для домашних игр из прыгучих мячей подойдут лишь хорошо набитые,
шерстяные. На улице качество прыгучести становится особенно важным – «не
прыгучий» мяч кажется неживым.
— Тяжесть/легкость. Для ребенка, только начавшего ходить, тяжелый
футбольный мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть
игрушкой. А вот старшим дошкольникам проявлять свою ловкость с самыми
разными мячами доставляет истинное удовольствие. Для малыша очень важно
научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт
управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте.
Понаблюдайте, как по-разному ваш ребёнок управляется с большим резиновым
мячом и легким надувным.
— Цвет. Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не
стоит пичкать малышей едкими, броскими анилиновыми красками.
Цветовосприятие глаза лучше развивается на сочных, открытых цветах
радуги, их вариантах и оттенках в пастельной гамме.
— Качество поверхности. Очень важно для тактильного восприятия. Чем
больше будет натуральных материалов, тем богаче станет опыт ребенка в
действиях с ними, комплексном восприятии их свойств и пр. Рельефная
вязаная поверхность, хлопковые ткани или сукно, стекло (если оно не
бьется), резина, дерево, кость, плетение из бересты, лозы и т.д.
— Окраска. Обратите внимание, не линяет ли мяч! Не облезает ли, не
отколупывается ли с него краска? Это может быть опасно для ребенка.
Минимальный набор мячей
Необходимы: 1 небольшой резиновый мяч, 1–2 мягких мяча для игры дома и 1 прыгучий мяч для улицы.
Дома лучше использовать для игры мягкие мячи – тряпичные, вязаные,
валяные, клубки ниток с закрепленным кончиком, воздушные шары, шарики
для настольного тенниса и пр. и большие гимнастические мячи. Бесспорным
достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в
помещении. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не
пострадают. Для хранения «комнатных мячей» подойдет большая корзина в
детском уголке.
Уличные мячи должны храниться отдельно у входной двери в
такой же корзине, коробке или контейнере (резиновые мячи разного
размера, футбольные, баскетбольные и др. спортивные мячи).
* * *
1. Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см,
маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса,
резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из
скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.
2. Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите,
отбиваете от пола и т.п. Попробуйте научить этому и вашего ребёнка.
3. Не принуждайте малыша к выполнению того или иного
движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока
ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за
рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в
скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет находиться в
хорошем настроении.
4. Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что
найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые
бутылки, длинные шнурки и т.п.
5. Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически
повторяя их. Учите прокатывать мяч вдаль в заданном направлении, бросать
мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
6. Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических
возможностях! Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой;
удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может
показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми
членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у
ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая
новые, более сложные движения и игры.
7. Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом,
помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм
выполнения игрового задания.
|