Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок
переступит
ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать
этот шаг
родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и
частных
практиков, готовящих детей к вступительному
собеседованию.
И забывается простая истина: образование может
сделать ребенка
умным, но счастливым делает его только душевное,
разумно организованное
общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно
такую обстановку,
которая не только подготовит ребенка к успешной
учебе, но
и позволит ему занять достойное место среди
одноклассников,
чувствовать себя в школе комфортно.
1.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых
мгновениях
своего прошлого
Начало школьной жизни — большое
испытание для
маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых
заранее сложилось
теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с
прошлым
опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком
семейный
фотоархив. Это занятие исключительно полезно для
всех членов
семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого
делает человека
сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные
истории
из школьной жизни и рассказы о друзьях детства
наполнят душу
ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите
ребенку
овладеть информацией, которая позволит ему не
теряться
Как правило, дети этого возраста на
вопрос:
«Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама».
Удостоверьтесь,
что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер
телефона, домашний
адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой
ситуации.
3. Приучите
ребенка
содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом
зависят от
того, как он умеет организовывать свое рабочее
место. Вы можете
сделать эту скучную процедуру более привлекательной.
Заранее
подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у
него будет
свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши
придется
на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность
ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у
взрослых
так.
4. Не пугайте
ребенка
трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы.
Не всем
блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно
добудиться
утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей
предупредить
детей о предстоящих неприятностях. «В школу не
возьмут...»,
«Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В
некоторых
случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные
последствия
всегда плачевны.
В моей практике был такой случай. Девочка блестяще
прошла
вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли
ты учиться
в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не
старайтесь быть
для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских
отношений
Некоторые дети испытывают трудности в общении с
другими детьми.
Они могут растеряться в присутствии незнакомых
взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности.
Попытайтесь
организовать игру детей на площадке возле дома и
примите участие
в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с
родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день
рождения
своих друзей. Этот день станет для него
незабываемым, если
в программе торжества найдется место для совместных
игр детей
и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может
рассчитывать на
вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными
занятиями
с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите
ребенка
правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и
демонстративно
отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему
справиться
с разочарованием. Предложите детям сыграть еще
разок, но немного
измените правила игры. Пусть победителем считается
только
первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по
ходу игры
успех каждого. Приободряйте хронических неудачников
надеждой.
После игры обратите внимание ребенка на то, как
отнеслись
к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит
самоценность
игры, а не выигрыша.
7. Хорошие
манеры ребенка
— зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли
мне...» должны
войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и
проповедями
этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из
общения между
членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше
этого не
слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые
просьбы.
Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас
любит
и стремится подражать во всем.
8. Помогите
ребенку
обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в
любой обстановке
так же естественно, как дома. Научите ребенка
внимательно
относиться к своим нуждам, своевременно и
естественно сообщать
о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то
перекусить. Предложите
ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В
следующий
раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он
попробует
спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или
сам займет
очередь к специалисту.
9. Приучайте
ребенка
к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать
самостоятельно,
тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать
свою одежду,
застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что
маленькие пальчики
могут справиться только с большими пуговицами и
молниями.)
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует
особой помощи
и внимания с вашей стороны. Желательно, если это
будет не
накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому
занятию несколько
вечеров.
10. Научите
ребенка
самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор
развивает
в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с
ребенком
о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам
выбирает
себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду,
соответствующую
погоде. Планирование семейного досуга всех членов
семьи на
выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте
ребенка считаться
с интересами семьи и учитывать их в повседневной
жизни.
11.
Стремитесь сделать
полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать
праздничный
пирог, познакомьте его с основными мерами объема и
массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для
развития
внимания и активного слушания ребенка. Попросите
ребенка положить
в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон
белого и
буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и
больше
не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите
его поставить
на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой
тарелки справа
положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе
понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть
руки, повесить
полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте
внимание
ребенка на слова-надписи, которые окружают нас
повсюду. Объясняйте
их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите
ребенка чувствовать
и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые
весенние цветы
и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое
животное,
потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом
котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной
жизни,
и его любознательность перерастет в радость учения.
|