Устройство семьи предшествующих эпох сильно
отличалось от современного. К примеру, там на
одном пространстве соседствовали несколько
поколений, несколько возрастных групп. Люди
пожилого возраста обязательно присутствовали в
жизни ребенка. И мемуары знаменитых людей
пестрят воспоминаниями о бабушках и дедушках,
оказавших влияние на их становление.
Не все нынешние дети могут похвастаться
подобной «роскошью». Да и большинство
современных семей предпочитают жить и вести
хозяйство отдельно от предыдущего поколения. Эти
предпочтения вполне понятны и рациональны. Очень
часто жизнь супругов, отдельная от родителей,
помогает избежать лишних конфликтов в семье,
образования ненужных внутрисемейных «фракций» в
борьбе за то или иное решение. Но семейная
конфликтология — это отдельный разговор.
Сегодня же речь идет о том, что бабушки и
дедушки своим присутствием в жизни ребенка —
пусть не ежедневным, а периодическим, —
безусловно, обогащают его жизнь. Прежде всего —
эмоционально.
Как правило, они любят малыша гораздо более
бескорыстно и безоглядно, чем родители. Мамы и
папы — особенно молодые, особенно имеющие
первого ребенка — строят в отношении него далеко
идущие планы, пытаются подчинять семейную жизнь
новейшим методикам и с пристальным вниманием
отличают малейшие отклонения в развитии сына или
дочери по отношению к собственному проекту.
Бабушки и дедушки психологически более готовы
принимать ребенка «целиком» — таким, каков он
есть. Их жизненный опыт подсказывает: у ребенка
своя судьба, и складывается она не из
методических кубиков, скрепленных родительскими
амбициями.
Конечно, случается и по-другому. Иная бабушка
хуже инспектора. Она точно знает, что должна
делать мама, чего не должен делать папа, и в чем
рецепт счастливого будущего ребенка. Порой
только удивляешься, почему она до сих пор не
заняла место Фурсенко. Но такие бабушки скорее
всего неправильно преодолели возрастной рубеж и
живут с ощущением собственной
нереализованности. Это все-таки исключение из
общего правила. А общая тенденция связана именно
с гораздо более гибким и терпеливым отношением
пожилых людей к детям.
Косвенным свидетельством тому является факт
опекунства детей-инвалидов или детей, оставшихся
без родителей: их воспитание чаще всего берут на
себя бабушки и дедушки.
И связь ребенка с ними отличается от его
отношений с родителями. Он знает, как безоглядно
его любят — такого маленького, беззащитного,
своим существованием свидетельствующего: жизнь
не просто имеет конец, приближение которого так
остро ощущается стариками. Она утверждает себя
через появление и развитие новых жизней. И вот
это маленькое существо — оно будет жить после
тебя. Оно несет в себе твою кровь, частичку тебя
самого.
Этой любовью дети подпитываются, купаются в
ней. Этой любовью частенько злоупотребляют:
бабушки и дедушки легче поддаются на провокации
детских капризов и гораздо больше дорожат
сиюминутным удовольствием малыша, чем родители.
Дедушки и бабушки в общении с ребенком больше
тратятся.
И потому было бы правильно учить детей говорить
своим бабушкам и дедушкам спасибо, радовать их
подчеркнутым вниманием, маленькими сюрпризами и
подарочками.
14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН
постановила считать 1 октября Международным днем
пожилых людей. В России он отмечается на
основании Постановления Президиума Верховного
Совета Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 2890/1-1
«О проблемах пожилых людей». В этот день
государство и общество имеют повод лишний раз
выразить свое внимание и оказать помощь старым
людям — по преимуществу, одиноким.
Если детский сад мыслит себя как социальный
институт с общественными функциями по
оздоровлению межличностных отношений между
поколениями, он может принять участие в этих
акциях — устроить для пожилых людей микрорайона
концерт, пригласить их на чаепитие.
Но детям психологически ближе не День пожилого
человека в том виде, в каком он существует в
соответствии с постановлениями ООН, а польская
традиция отмечать День бабушки и День дедушки.
Поляки очень любят День бабушки. По случаю
праздника они обязательно навещают своих родных,
дарят им цветы и небольшие подарочки. А бабушки в
ответ угощают внуков пирогами.
Сразу после Дня бабушки отмечают День дедушки.
Ритуал повторяется. Только от дедушек не
требуется печь пироги — тем более что бабушки в
своих стараниях обычно завышают возможности
внучат поглощать лакомства, и съеденным остается
далеко не все.
Но если дедушка имеет пристрастие к кулинарии,
да еще и владеет фирменным рецептом, кто же может
ему запретить устроить еще один пирожный пир?
Устроить праздник для дедушек и бабушек своих
воспитанников — дело благородное и правильное. И
можно не только отвести гостям роль пассивных
зрителей, но и использовать ситуацию с
образовательной целью.
Старые фотографии, игрушки, книжки, предметы
рукоделия — все это может стать экспонатами
выставки под условным названием «Связь времен».
Описание игр и даже их демонстрация — один из
номеров концертной программы.
Не говоря уже о том, что некоторые бабушки и
дедушки наверняка любят петь, кто-то умеет играть
на музыкальных инструментах, а кто-то согласится
пройти в спокойном хороводе и даже в кадрили.
А на празднике бабушки и дедушки могут получить
конверты с письменными вложениями. В них должны
содержаться самые нежные слова, которые только
можно придумать, — слова любви и
признательности. И, конечно, традиционное
обещание: «Даю слово, что буду капризничать
гораздо реже, чем раньше. И еще буду стараться
слушаться».
|