Предстоящий
визит к бабушке, которая живет очень далеко от Мичигана, никак не выходил у
Хиллари из головы. Она была в восторге, но в то же время очень беспокоилась.
— А что, если нелетная погода и самолеты не
будут летать? - сказала Хиллари. - Или вдруг самолет полетит, но пилот сделает
ошибку, и мы все разобьемся?
Мама
пыталась успокоить дочь.
Не надо
беспокоиться, — сказала она. - Бабушка навещала нас много раз и всегда
добиралась благополучно.
Но что,
если...
Хиллари постоянно тревожилась. Ее беспокоило
буквально все: оценки, собственное здоровье, здоровье родителей, а также
будущее. Около 3 процентов детей испытывают очень сильное чувство тревоги, и им
уже в детстве иногда ставят клинический диагноз. Но более 70 процентов детей в
возрасте от восьми до тринадцати лет через каждые несколько дней испытывают
беспокойство по поводу того, что им где-то не удается отстоять свои интересы.
Что
нужно принять во внимание
Чересчур
беспокойные родители становятся препятствием в лечении детей, страдающих
сильной тревожностью, если сами не получают должного лечения.
Опросы показывают, что школьники часто бывают
озабочены школьными делами, вопросами смерти и социальных отношений. Одно
исследование показало, что в списке причин беспокойства учащихся шестых классов
одно из первых мест занимают глобальные проблемы (загрязнение окружающей среды,
голод и война).
Родители
недооценивают, насколько сильно могут беспокоиться их дети.
Как
нужно говорить
•
Прозондируйте почву, нет ли у ребенка скрытых опасений: «Если бы я попросила
детей твоего возраста назвать три основных момента, которые их беспокоят, то, как
думаешь, какие были бы ответы?»
•
Постарайтесь определить, насколько ребенок умеет справляться со своими
задачами: «Если бы ребенок, который на два года младше тебя, беспокоился по
поводу оценок (насмешек, способности находить себе друзей, здоровья и т. д.),
то какой совет ты бы ему дал?»
• «Три
недели назад ты беспокоился по поводу ночлега в лагере. Что тебе помогло
почувствовать
себя лучше? Что ты сделал, чтобы отнестись к этому иначе?»
• СОПЕРЕЖИВАЙТЕ: «Кажется, ты обеспокоена по
поводу своей внешности. Некоторых людей это действительно беспокоит. Как
думаешь, твоих подруг этот вопрос беспокоит так же, как и тебя, или даже
больше?»
• «Должно быть, тебе трудно расслабиться,
когда ты так беспокоишься из-за всего».
• УЧИТЕ, как можно по-другому увидеть
ситуацию. «Что именно говорит о том, что ты не нравишься людям? У тебя много
друзей. Неужели они оставят тебя?»
• «Почему ты думаешь, что напишешь контрольную
плохо?»
• «Как только ты начинаешь думать о
возможности того, что случится что-то плохое, ты уже веришь, что это возможно.
Это все равно что, увидев облачко, поверить, что сейчас начнется ураган».
• «Составь список того, что тебя может
беспокоить на следующей неделе. Потом мы проверим, все ли сбылось. Держу пари,
что большинство из того, о чем ты тревожишься, никогда не случится».
• «Когда в следующий раз будешь о чем-то
беспокоиться, скажи самому себе: «Мое
беспокойство
- это как воздушный шарик, который я надуваю. Он становится все больше и
больше, но если из него выпустить воздух, то он окажется совсем маленьким».
«Давай попрактикуемся: я буду думать о вещах,
из-за которых нервничаю, а ты попытаешься показать мне, что я преувеличиваю или
беспокоюсь о том, что от меня не зависит».
«Скажи
себе: «Это просто мои мысли. То, что я об этом думаю, вовсе не означает, что
это случится».
• Найдите способы похвалить или ПООЩРИТЬ
ребенка за то, что у него стало меньше беспокойных мыслей. Например: «Ты
беспокоилась о безопасности бабушки, но потом ты сказала себе, что все будет
хорошо. Ты молодец».
Как не
нужно говорить