Цель: оценить эмоциональные аспекты восприятия полов и
себя как представителя определенного пола.
Оборудование: карточки зеленого, красного, желтого,
фиолетового, темно-синего, темно-коричневого, серого и черного цвета.
Инструкция. Процедура проводится в два этапа. На
первом этапе из восьмицветного набора М. Люшера ребенок последовательно
выбирает два цвета для мальчиков и два цвета для девочек. В итоге четыре цвета
описывают эмоциональное восприятие своего и противоположного пола. На втором
этапе предлагается из восьми цветов выбрать два цвета для себя.
При подведении итогов необходимо учесть цвета,
занимающие первые два места в раскладках "Я сам (а)", "Все
мальчики", "Все девочки". Учитывая достаточно высокую
вероятность ошибочных интерпретаций по критериям М. Люшера, в старшем
дошкольном возрасте
как эмоционально-позитивные квалифицируются зеленый,
красный, желтый и фиолетовый цвета; как эмоционально-негативные квалифицируются
темно-синий, темно-коричневый, серый и черный цвета.
После проведения и обработки данных всех
диагностических методик воспитатели и психолог проводят мини-консилиум. Цель
мини-консилиума:
• определить уровень сформированности половой
идентичности у каждого ребенка группы;
• определить комплекс мер психолого-педагогического
сопровождения по формированию позитивной половой идентичности у каждого ребенка
группы;
• подобрать наиболее эффективные методы и приемы по
формированию позитивной половой идентичности у детей группы;
• определить формы работы с детьми (индивидуальная
работа или групповые занятия-тренинги);
• определить задачи и содержание индивидуального
консультирования родителей по вопросам предупреждения отклонений в процессе
формированию позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного
возраста.
На основе анализа данных всех методик педагог
совместно с психологом определяют уровень половой идентичности мальчика или
девочки.
Высокий уровень: ребенок четко знает свой пол,
называет его признаки (атрибутивные и поведенческие), имеет представления о
социальных полоролевых функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и
пр.), называет признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и
девочки, выстраивает половозрастную хронологию (от младенца до старика),
осознает необратимость своего пола, выражает позитивное отношение к себе как к
мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к полу и выполнению
социально требуемых полоролевых функций), проявляет желание быть хорошим
мальчиком (девочкой), обнаруживает положительное отношение к представителям
противоположного пола, проявляет постоянство "мужских"
("женских") способов поведения в различных ситуациях.
Средний уровень: ребенок знает свой пол, но имеет
очень мало знаний его признаков как атрибутивных, так и поведенческих; имеет
недостаточные представления о социальных полоролевых функциях в будущем, называет
лишь 2-3 эталонных качества мальчика или девочки, половозрастную хронологию
выстраивает, но допускает ошибки в определении последовательности, осознает
необратимость своей принадлежности к определенному полу, но довольно легко
соглашается на воображаемое изменение пола, предпочитает свою половую роль, но
проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к нему, так и к
соответствию эталонным качествам мальчика или девочки, обнаруживает признаки
негативного отношения к сверстникам противоположного пола, проявляет нестабильность
в проявлении маскулинных или фемининных способов поведения.
Низкий уровень: ребенок знает свой пол, некоторые его
атрибутивные и поведенческие признаки, обнаруживает неустойчивые представления
о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие их знаний в
будущем, допускает ошибки в построении половозрастной хронологии, не знает
эталонных качеств мальчика и девочки и соответствующих им способов поведения,
допускает возможность изменения пола, нередко дает себе как мальчику или
девочке негативные оценки, проявляет негативное или недоверчивое отношение к
представителям противоположного пола, ярко выражена нестабильность в
проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.
|