Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 14:55

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА [184]
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ [25]
Главная » Файлы » РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ » СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Дети и компьютер
17.08.2011, 16:52

Наша жизнь все больше и больше насыщается новыми знаниями. Не утонуть в информационном потоке, а точно ориентироваться в нем, решать более сложные задачи может помочь компьютер. «Завтра» на­ших детей — это информационное общество.

В настоящее время детям совершенно необходимо общаться с ком­пьютером, дополнять, систематизировать и извлекать с его помощью нужную информацию. Знакомить детей с современными технологиями легче всего через компьютерные игры.

Играя на компьютере, ребенок активно взаимодействует с миром, пусть даже и искусственным. Но процесс освоения ребенком компью­тера невозможно представить без активного участия родителей.

Компьютер в руках умелого и внимательного наставника может стать инструментом, интенсифицирующим развитие ребенка. В ниже приве­денных задачах показано влияние компьютера на ребенка от очень по­ложительного до очень отрицательного.

Ситуация. Две женщины завели разговор о своих детях. Одна с гор­достью сообщила своей знакомой, что они с мужем подарили дочке компьютер, на что та ей заметила: «Ну и зря! Теперь она будет часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некомму­никабельной, неприспособленной к жизни».

Выскажите и обоснуйте свою позицию: больше вреда или поль­зы ребенку от общения с компьютером?

Решение. Компьютер — это не только игры, а прежде всего неограни­ченный доступ к любой информации, возможность общаться со сверст­никами через электронную почту. Любители компьютера говорят, что ребенок с помощью компьютера сделает такой интеллектуальный ры­вок, что обгонит всех своих сверстников. Специалисты считают, что благодаря Интернету родители могут дать лучшее образование своему ребенку. Впрочем, возможны и отрицательные последствия от работы ребенка на компьютере, вызванные неправильным подбором игр или несоблюдением гигиены пользования компьютера.

Ситуация. Эмпирические данные, которые имеются сегодня, не по­зволяют говорить об однозначно негативном влиянии компьютерных игр на психику детей и подростков.

Какой же вывод должен сделать для себя пользователь ком­пьютера?

Какое значение имеет компьютерная игра для патологиче­ских игроков?

Решение. Неумеренное использование компьютерных игр (как, впро­чем, и любого другого способа проведения досуга) может приводить к психопатологическим симптомам. Подобный феномен наблюдается лишь у одной десятой части играющих на компьютере, которых принято называть «геймерами». Для них компьютерная игра имеет совершенно иное психологическое значение: она служит средством гиперкомпенса­ции внутренних проблем, причины которых лежат в области семейных отношений, школьной успеваемости, социальных контактов.

В группе патологических игроков обычно имеет место явная «пере­дозировка» игры как терапевтического средства. Но логично предпо­ложить, что увлечение компьютером в разумных пределах может дать положительный эффект.

Ситуация. В настоящее время персональный компьютер (ПК) все больше и больше входит в нашу жизнь. Дети с удовольствием играют в компьютерные игры, иной раз их не оторвешь от экрана.

Какой должна быть продолжительность работы детей на ПК?

Решение. Для детей дошкольного возраста продолжительность рабо­ты с ПК должна быть не более 25 минут, так как может произойти заме­щение двигательной активности, которая в этот период должна быть преобладающей, и вместо пользы будет нанесен вред ребенку.

Помните, что проблема ПК не в избытке информации. Процесс чте­ния книги и текста на экране — вещи совершенно различные по нейропсихологической характеристике зрительного восприятия. Глаз человека отвлекается от текста книги лишь тогда, когда переворачивается в оче­редной раз страница. Текст же на экране компьютера нестабилен, по­скольку на нем с частотой от 50 до 16 000 Гц и выше мелькают точки растра, которые образуют строки и кадры. Понятно, что такая частотная нагрузка на зрительный анализатор ЦНС не может быть безобидной. На клиническом уровне отрицательный эффект ПК проявляется в раз­дражительности, эмоциональной возбудимости ребенка, а при достиже­нии определенного уровня пресыщения информацией компьютер ста­новится подобием наркотика. Нередко следствием злоупотребления ПК являются страхи одиночества и общения, социальная фобия. Влияние компьютера может быть особенно разрушительным для людей с неус­тойчивой психикой или со слабой нервной системой. Подробнее об этом можно узнать в статье Л. П. Гримака «Визуальный мир человека и че­ловек в визуальном мире»[1].

Вопрос. Какие основные показатели готовности ребенка к работе на компьютере нужно учитывать?

Ответ. Дети очень чувствительны к внешним воздействиям. По дан­ным института физиологии детей и подростков, за 1994 г. около 60 % пятилетних детей относятся к компьютеру отрицательно из-за эмоцио­нального напряжения.

Ученые рекомендуют систематические занятия физкультурой с детьми для развития точности их движений и кратковременной памяти, что осо­бенно необходимо для подготовки к работе на компьютере.

Время занятий на компьютере должно быть ограничено до 20 минут 3 раза в неделю.

Ситуация. Некоторые родители беспокоятся по поводу возмож­ных изменений в поведении ребенка вследствие работы на компью­тере.

Есть ли причины для беспокойства?

Решение. Основание для беспокойства есть, так как у детей может быстро наступать утомление. Уже через 10 минут работы на компьюте­ре у многих детей наблюдаются внешние признаки утомления и ухуд­шение показателей аккомодации глаза, что через 15 минут отмечается у всех детей. К этому добавляются двигательное беспокойство, увели­чение числа ошибок, снижаются функциональные возможности зри­тельного анализатора и ЦНС.

Вопрос. С чем может быть связано снижение интереса у ребенка к работе на компьютере?

Ответ. Если неправильно организована деятельность детей, то ин­терес к ней не только не возрастет, а может появиться страх. Надо по­мнить о том, что возникший интерес может быть разного уровня:

поверхностный интерес (реакция на новизну);

ситуативный интерес (только во время действия на ПК);

положительный интерес (заключается в достаточно устойчивом отношении и к компьютеру, и к действию на нем);

эмоционально-познавательный интерес как настойчивое желание узнать больше.

Ситуация. Психологи установили, что тучные дети посвящают ком­пьютерной игре значительно больше времени, чем их сверстники, имеющие нормальное телосложение.

Какими причинами можно объяснить подобный эффект?

Решение. Поскольку избыточный вес, как правило, негативно влия­ет на статус ребенка в группе сверстников, компьютерную игру можно рассматривать как средство компенсации неудач, которые происходят у него в процессе межличностных отношений.

Ситуация. Некоторые исследователи утверждают, что азартные ком­пьютерные игроки забывают выполнять домашние задания, и, как след­ствие, у них снижается успеваемость.

Может ли быть сделан иной вывод из этих наблюдений?

Решение. Да, может быть и прямо противоположная ситуация: труд­ности в освоении учебного материала вызывают «бегство» ученика в мир компьютерной игры.

Вопрос. Есть ли различия в предпочтениях при выборе компьютер­ных игр у мальчиков и девочек?

Ответ. Да, есть. Мальчики наиболее высоко оценивают игры, связан­ные с борьбой или соревнованием, а чуть меньше — игры на ловкость и игры-приключения. Наименее любимыми являются логические игры.

Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем идут логиче­ские, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием.

Ситуация. Подростки очень увлеченно занимаются на компьютере.

Что в наибольшей степени определяет выбор подростками компьютера в качества хобби?

Решение. Это прежде всего обусловлено позицией родителей. Так, на­пример, оказалось, что родители подростков, которые увлекаются компь­ютером, имеют более высокий образовательный уровень, чем родители подростков, которые предпочитают другие виды проведения досуга.

Видимо, высокообразованные родители лучше осознают роль ком­пьютера в интеллектуальном развитии их ребенка и создают благопри­ятную атмосферу для таких занятий.

Ситуация. Некоторые ученые работают над созданием компьютер­ных игр для подростков в целях борьбы с увлечением их алкоголем и наркотиками.

Какие предположения (гипотезы) могут быть выдвинуты для решения данной задачи?

Решение. Если в компьютерной игре подросток будет способен со­знательно мотивировать свои решения, имеющие для него личностный смысл, то ему можно будет избежать пристрастия к наркотикам.

Наиболее эффективными будут компьютерные игры для тех подрост­ков, которые еще никогда не пробовали алкоголя и наркотиков. Их уста­новки против употребления алкоголя и наркотиков после сеанса компь­ютерной игры должны усилиться.

* * *

Продуктивный путь использования компьютера может указать взрос­лый, который должен быть рядом с ребенком, быть посредником между ним и компьютером.

В компьютерной игре ребенок учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове основные образные модели игро­вой реальности. Есть много игр, воспитывающих агрессивность и ин­дивидуалистическую мораль. Дети очень впечатлительны и беззащит­ны перед коммерческим потоком таких игр. Взрослый же должен встать на стражу их психологического здоровья. Особенно это необходимо в тот период, пока у ребенка еще не сформировался образ реального мира как интегрированная база здравого смысла.

Нужно учесть, что компьютер может нарушить формирование нор­мальной общительности ребенка, поэтому взрослый должен ориентиро­вать его на общение с реальными людьми в ролевых играх, резко сократив тем самым долю времени, которую ребенок проводит за компьютером.

Коммерческие компьютерные игры надо воспринимать как неизбеж­ное зло, из которого приходится извлекать хоть какую-то пользу, ведь искоренить все зло в любом случае невозможно.

Задание. Понаблюдайте за тем, как ребенок играет в компьютерные игры. Это позволит вам понять его психологический склад и опреде­лить существующие у него проблемы.

План наблюдения.

Отношение к жанру игры. Если ребенок предпочитает агрессив­ные игры, в которых встречаются сцены насилия, то у него есть стремление преодолеть страх перед какими-то явлениями или людьми. Если же ребенка волнуют игры, в которых постоянно звучат крики, шум взрывов, то ребенок хочет получить от игры ощущение мнимого собственного могущества, иллюзию победы над врагом. В этом случае интеллектуальный интерес к разгады­ванию каких-то игровых загадок уходит на второй план.

Отношение к достижению результата. Этот пункт позволяет от­ветить на вопрос, есть ли у ребенка мотивация достижений.

Отношение к темпу. Медлительные дети с плохим переключени­ем внимания избегают темповых игр.

Отношение к трудностям. После выполнения какой-то опера­ции в игре ребенок или может выбрать более трудные игровые ситуации, или же, наоборот, опускается на более низкий уро­вень. В последнем случае ребенка нужно подбодрить, поощрить, вселить в него уверенность.

Отношение к проблемам. Следует выяснить, как ребенок развива­ет поисковую деятельность, если находится в новой, неизвестной ситуации, проявляется ли у него познавательная активность?

Если ребенок теряет интерес к игре после неудачи, то это симптом пассивного стиля, отражение неуверенности в своих силах.

* * *

Негативное влияние на психологическое здоровье может оказать не только ПК, но и обыкновенный телевизор. Слишком интенсивный про­смотр телепередач может провоцировать аутизм у маленьких детей. На­пример, в плохую погоду семья находится дома и смотрит телевизор. Ма­леньким детям предлагается единственный собеседник — голубой экран, и вместо полноценного общения с родителями они получают «теленяню». Можно сказать, что родители сами «выталкивают» детей из реальности.

Ситуация. Существует очень много противоречивых мнений отно­сительно просмотра детьми телевизора.

Как же к этому следует относиться?

Решение. Виртуальное изображение на какое-то время уводит ре­бенка от реальности, а главное — лишает его игр, физических упражне­ний, чтения, то есть таких видов деятельности, которые для психофи­зиологического развития ребенка имеют гораздо большее значение, чем телепередачи.

Таким образом, примерно с 7 лет дети могут осуществлять самостоя­тельный просмотр телепередач, хотя уже с 4 лет ребенок любит смот­реть мультфильмы.

Родителям нужно направлять выбор ребенка, помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир. Они должны понимать, что есть пере­дачи, полезные для детей (лучше в записях на кассете), а есть вредные.

Результаты исследований показывают, что дети 4-10 лет могут смот­реть передачи 2,5 часа в день, в возрасте 11-14 лет — 3 часа, а подростки старше 15 лет — 4 часа. При более длительном просмотре телепередач у детей не исключены такие негативные последствия, как, например, ожирение. Его риск возрастает на 7 % за каждый дополнительный час, проведенный пятилетними детьми у телевизора.

Снижение времени, предназначенного для физической активности, способствует формированию сидячего образа жизни, привычке, кото­рая сохраняется и в будущем.

В одном из исследований учеными были выявлены 11 тыс. пятилет­них детей, которые смотрели телевизор по 2 и более часа в день. Спус­тя 25 лет, когда исследуемые выросли, ученые вновь встретились с ними. Было установлено, что 11 % из этих людей страдали ожирением.

Нельзя ставить телевизор в детские комнаты. Ребенок, почувствовав вкус к столь доступному удовольствию, может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению, всему тому, что необходимо для формирования личности ребенка.

* * *

С. Соловейчик описывает в книге «Педагогика для всех», что он дома специально «выводил телевизор из строя» (говорил, что он «сломался, надо ждать мастера»). Его дети, привыкнув жить без телевизора, начали читать книги, гулять во дворе. У них появились новые друзья, а школь­ные отметки стали лучше.



[1]   Гримак Л. П. Визуальный мир человека и человек в визуальном мире // Мир психологии, 2000. — № 2. — С. 84.

Категория: СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА | Добавил: admin | Теги: детский сад, психолог в детском саду, психологическая помощь, ДОУ, дошкольник, психология дошкольников, советы детского психолога
Просмотров: 1558 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 8
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru