Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик. Детское
"Купи!" вызывает целую бурю необъяснимых эмоций у взрослых. Родители
готовы назвать своих чад попрошайками, жадинами, бессовестными
транжирами даже за просьбу купить мелочь, вполне доступную семейному
бюджету. Или наоборот, испытывают такое необъяснимое чувство вины
перед ребенком, что готовы бежать в ближайший магазин за совершенно
ненужной вещью... Почему же так много эмоций вызывает это простое
"Купи!"? Почему столько гордости звучит в голосе родителей, которые
могут сказать: "Мой ребенок никогда не выпрашивает!"? Почему мамы иногда
готовы отшлепать малыша, а иногда - купить все, что угодно, только
чтобы замолчал? Словом, почему дети так отчаянно требуют: "Купи!" - а
взрослые так настойчиво (а иногда тоже отчаянно!) борются с этими
требованиями? Наверное, и родители, и дети чувствуют, что за
сценами возле прилавка скрываются более важные человеческие проблемы, о
которых дети еще не умеют говорить словами. И отчаянные эмоции касаются
вовсе не конкретной вещицы, а отношений между взрослыми и детьми в
семье, а может быть, и отношений между самими взрослыми... С
помощью этой статьи мамы и папы, бабушки и дедушки могут со всей
серьезностью попробовать разобраться, чего же хотят их дети, когда
требуют, чтобы им что-то купили. Ведь, разобравшись, любящие взрослые
обязательно поймут ребенка и научат его выражать свои чувства, управлять
своими желаниями и использовать магазины "по назначению". Пять ситуаций, в которых ребенок наверняка скажет: "Купи!" Есть
ситуации, которые невольно провоцируют ребенка на просьбу что-нибудь
купить. Этот факт не зависит от количества игрушек дома у ребенка или от
того, сыт он или голоден. Этот факт не характеризует ребенка как
жадного или попрошайку. Просто некоторые ситуации вынуждают почти каждого ребенка сказать: "Купи!" Например: -
мама и папа зашли в супермаркет и долго стоят около полок, на которых,
прямо на уровне рук ребенка, лежат завернутые в симпатичные обертки
небольшие пакетики со сладостями; - мама встретила в магазине подругу и долго с ней разговаривает среди полок, стеллажей и прилавков; - ребенок встречает в магазине своего приятеля, радостно держащего только что купленную коробку с конструктором; - вся семья приходит в магазин, чтобы купить подарок ко дню рождения, например, ДРУГОМУ ребенку; -
в присутствии малыша подарок получает другой ребенок, да еще все
взрослые вокруг расхваливают этого ДРУГОГО ребенка и рассказывают друг
другу, как приятно делать такому хорошему ребенку такие замечательные
подарки и т. д. Это "и т д." означает, что каждой семье, каждой
маме и каждому папе наверняка известны ситуации, когда именно их ребенок
обязательно скажет. "Купи!" "Я всегда внутренне настраиваюсь
на борьбу, когда иду в большой магазин, в котором есть отдел игрушек, со
своим сыном. Не было еще ни разу, чтобы, зайдя в магазин, он не сказал:
"Я пойду смотреть игрушки!" Я всегда говорю ему: "Только смотреть?" Он
говорит: "Честное слово, только посмотрю!" И каждый раз прибегает со
словами: "Мамочка, там такая машинка, она стоит очень мало! Ты не
покупай мне ничего, только эту маленькую машинку! Ну пожалуйста!" Я
просто не знаю, что с ним делать. Вроде бы и машинку действительно можно
и купить, но нельзя же каждый раз! Хоть в магазин с ним не ходи!" Действительно,
стоит ли лишний раз провоцировать малышей? Ведь если в семье известны
ситуации, когда ребенку будет трудно удержаться от просьбы, а родителей
по какой-то причине эта просьба будет сердить, нужно ли лишний раз
попадать в такие ситуации? "Иногда мы спорим с мужем из-за
сына. Я говорю, что мне гораздо спокойнее, когда муж с сыном погуляют,
пока я сбегаю в магазин. Это будет гораздо быстрее и приятнее всем,
потому что мы часто ссоримся в магазинах, если сын начинает что-то
просить. Но муж считает, что тем, что мы не будем его брать за
покупками, проблему не решить. Он говорит, что нужно учить ребенка знать
счет деньгам, думать не только о себе, но и о других и терпеть, если
тебе отказывают. Но разве всему этому ребенок не научится в будущем,
когда у него будут свои карманные деньги или когда он сам будет ходить в
магазин? Или тогда, когда поймет, откуда вообще берутся деньги, - ведь
ему всего 4 года!" Воспитывать в ребенке выдержку - важное
дело. Однако, воспитывая выдержку, стоит учитывать один жизненный закон,
который легче всего описать такой нехитрой формулой. Представим
себе, что есть ребенок, у которого хватает терпения на X неприятных
обстоятельств. В трудной для себя ситуации он может ОЧЕНЬ постараться и
потерпеть еще Y обстоятельств. Но если взрослые слишком требовательны и
слишком многого от него ожидают, то они могут предложить ему не X + Y,
которые он готов потерпеть, а сверх того еще и Z ! И вот эти X + Y + Z
ребенок уже вынести не может! И он становится "капризным" и
"непослушным"! Фразы, которые "не работают" на пользу ребенку "Каждый
раз, собираясь в магазин, я заранее начинаю договариваться с дочкой,
что я ее с собой возьму, если она будет ходить по тем отделам, которые
нужны мне, и не будет ничего выпрашивать. А когда я ей потом напоминаю,
что мы же договаривались, она начинает говорить: "Ну мамочка, ну я же не
знала, что тут такое будет! Ой, ну пожалуйста! Честное слово, больше
ничего не попрошу!" В общем, все опять по новой... " Для того
чтобы избежать лишних просьб и как-то пережить период детского "Купи!",
взрослые часто стараются апеллировать к совести, разумности и
ответственности ребенка. Мамы и папы говорят фразы, которые очень
расстраивают ребенка, напоминая ему, насколько он еще слаб и малодушен. Расстраиваясь,
ребенок, тем не менее, порой не может себя остановить, потому что
действительно испытывает детскую слабость к обилию интересных, красивых и
вкусных новых вещей. Получается, что, стараясь воспитывать в ребенке
зрелое качество совестливости и силы воли, взрослые порой невольно
вынуждают его чувствовать себя бессовестным и слабовольным. Вот эти "коварные" фразы: - "Ты же обещал, что ничего не будешь просить, как же я буду теперь верить твоему слову?" - "Что ты ноешь, как девчонка! Здоровый парень, а не может потерпеть!" -
"Как тебе не стыдно, мы ведь пришли за подарком для твоего друга,
неужели ты такой жадина, что не можешь выбрать подарок, ничего не
выпросив для себя!" - "Опять тебе "купи!"! Ты что - один в семье? Может, твой брат тоже хочет, но он же молчит!" - "Воспитанные дети не ноют в магазине!" - "Вот будешь сам зарабатывать, будешь покупать все, что тебе захочется!" Нельзя
сказать, чтобы эти фразы не оставляли следа в душе ребенка. Наоборот,
они очень впечатляют и задевают. И часто они помогают взрослым:
пристыженный ребенок действительно начинает меньше просить. Вот только
ребенку они совсем не помогают: стыд не успокаивает желание, а только
заставляет скрывать его и стесняться. Подход, которого стоит избегать Многим
взрослым знакома такая ситуация: пережив в очередной раз скандал с
ребенком по поводу какой-то покупки, мамы и папы говорят себе: все, в
ПОСЛЕДНИЙ РАЗ мы пошли у него на поводу, теперь мы будем твердыми, и
никаких бессмысленных покупок! И действительно, услышав очередное
"Купи!", родители строго говорят: "Нет!" - и держатся этого своего
решения... минут пять. В крайнем случае - десять, в зависимости от
громкости отчаянного крика их ребенка. Когда ребенок устраивает
демонстративную истерику, родительские нервы не выдерживают, и мамы с
папами (а также бабушки с дедушками) строго говорят: "Все, это в
ПОСЛЕДНИЙ РАЗ!" - и... опять покупают своему орущему чаду очередную
машинку (шоколадку, бантик, чашечку, шнурочек и т. д. и т. п.). "Я
знаю, что это неправильно, но я просто не выдерживаю. Сын начинает так
громко кричать, когда я говорю "Нет!". Я это уже знаю и каждый раз
настраиваюсь - не буду обращать внимания, "Нет!" - и все. Потом начинаю
объяснять, потом - уговаривать. А он "увеличивает громкость" так, что и
не слышит, что я ему говорю. Люди оглядываются! Обязательно находится
какая-нибудь "добрая тетенька", которая скажет: "Не плачь, мама сейчас
купит!" И какая-нибудь "злая тетенька", которая скажет: "Как не стыдно, я
сейчас тебя заберу и отведу к директору магазина" и т. д. Сын орет еще
больше. Стыдно ужасно. И я сдаюсь. Только пусть замолчит. Фу, даже от
рассказа начинаю нервничать... " Многие дети очень хорошо
знают о нерешительности и стыдливости своих родителей. Они интуитивно
чувствуют, что для мамы или папы мнение окружающих значит очень много, и
играют на этом качестве родителей. Когда мы видим, что взрослые
люди пользуются слабостями других людей для собственной выгоды, мы
говорим - они манипулируют окружающими. Дети еще не знают, что такое
"манипулировать", но интуитивно они именно это и делают, и у них это
хорошо получается! Дети экспериментируют со своими способностями
влиять на людей и добиваться своего. Это важно для их будущей жизни.
Однако так же важно, чтобы они научились добиваться своей цели не
манипуляциями, а переговорами и убеждением. Так же важно, чтобы они
умели принимать возражения и отказ. Колебания родителей под
действием манипулятивного поведения вредны для самого ребенка - они
закрепляют в нем навыки манипуляций вместо того, чтобы развивать более
взрослые и зрелые способы достижения цели. Легче всего поддаются
на манипуляции детей в общественных местах взрослые, для которых очень
важно мнение окружающих, то есть те мамы и папы, которым может быть
СТЫДНО перед другими людьми. Как найти "работающие" фразы и действия Родители
по-разному справляются с переживаниями по поводу несдержанного
поведения своих детей: одни становятся слишком строгими и "никогда не
потакают капризам"; другие готовы извиняться перед ребенком, обещать
покупки в будущем, взывать к благоразумию малыша. Однако чаще
всего помогает простое правило: услышав требование "Купи!" от своего
ребенка, взрослому надо постараться принять ДЛЯ СЕБЯ решение: "Хочу я
это покупать сегодня и сейчас или нет". Если мама или папа
(бабушка или дедушка) решили, что покупка возможна, - стоит покупать
сразу, без споров и условий, если же решено, что покупка не состоится, -
нужно честно и твердо сообщить об этом ребенку и ... готовиться
выдержать любые истерики. Впрочем, опыт показывает, что дети в
ответ на твердое обдуманное "нет" устраивают истерики только первые
несколько раз, пока они еще не уверены в том, что папа и мама не
собираются менять своих решений. Потом дети быстро привыкают к
однозначности родительского поведения. Кстати, тот факт,
что родители не только отказывают решительно, но и делают покупки по
просьбе ребенка тоже решительно, без упреков и условий, очень помогает
детям переносить "несправедливость" отказов. Однако
проблема состоит иногда именно в том, что дети, эмоционально и
настойчиво выражая свои интересы, просто не дают родителям времени
подумать и принять свое решение. Получается, что взрослые сердятся порой
не только за то, что дети вынуждают их делать то, чего они не хотят, но
и за то, что их застали врасплох. А это означает, что папам и мамам
нужно найти возможность дать себе "тайм-аут" для размышлений. Вот пять фраз, которые помогут взрослым обеспечить себе "минутку тишины": -
"Мне тоже нравится эта кукла (машинка, конфетка, кораблик, пылесос...).
Давай пройдем по магазину, а я подумаю, сможем ли мы это сегодня
купить". - "Это интересная вещь, но я не уверена, хватит ли у нас
денег на все нужные покупки. Подожди, я посчитаю и решу, покупать или
нет". - "Да, это хорошая штука, но в магазине так много других хороших вещей, что я не знаю, именно эту купить или какую-то другую". - "Что-то мне не очень хочется это покупать, почему тебе это нравится? Расскажи, а я подумаю..." И даже совсем откровенно: - "Я не знаю, покупать тебе это или нет. Дай мне пять минут - я подумаю". Детям
(как, впрочем, и всем другим людям) нравится, когда к ним относятся с
уважением. Серьезное, без насмешек и упреков, рассмотрение просьбы может
иногда оказаться для ребенка важнее, чем приобретение конкретной вещи. "Однажды
я попробовала сказать дочке, что то, что она просит, - довольно
симпатичная вещь и я сейчас, пока хожу по магазину, подумаю, покупать
или нет. Речь шла о коротенькой кофточке с блестящими цветочками. Пока
мы ходили по магазину, дочка без умолку щебетала о том, как модно сейчас
ходить в таких кофточках, как красиво это смотрится на ее подружках, о
том, что почти у всех девочек в классе такие есть... Я не возражала,
делала покупки и уже смирилась с тем, что придется купить эту кофточку,
раз у всех есть: я же не хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя
ущербным. А дочка вдруг сказала: "Вообще-то я не очень хочу быть как
все, может, найдем мне что-то посимпатичнее, если ты разрешаешь мне
что-нибудь себе купить?" Для меня это было большой неожиданностью: я
уверена, что, если бы я стала сопротивляться, она бы начала настаивать, и
эта кофточка наверняка была бы куплена и валялась у нас в шкафу. А так -
мы в тот день ничего дочке не выбрали (хотя я была настроена на покупку
и радовалась, что моя девочка приняла разумное решение). Через
несколько дней мы специально пошли за обновкой для нее и нашли
действительно симпатичную вещь, причем оказалось, что у нас довольно
похожие вкусы." Дети не всегда говорят: "Купи!" - желая
приобрести конкретную вещь. Причины того, что малыш (да и ребенок
постарше) начинает просить и даже требовать, очень разнообразны. Именно
поэтому иногда, даже купив ребенку требуемую вещь, взрослые не
удовлетворяют желания ребенка: он может продолжать просить что-то еще,
или небрежно обращаться с "такой желанной" вещью, или вовсе начать
топать ногами и кричать, что он вовсе и не это хотел. "Иногда
между мной и моим четырехлетним сыном возникает ситуация полного
непонимания. Например, идем гулять, кого-то встречаем, разговариваем,
играем... Вдруг он начинает просить: "Пойдем в тот магазин, купим
мороженое". Я говорю: "Давай купим мороженое в этом киоске (он ближе)".
Сын отвечает, что тут нет такого, какое он хочет. Я спрашиваю: "А какое
ты хочешь?" - "Шоколадное". Я подхожу к киоску, покупаю шоколадное
мороженое, даю ему. И вдруг он начинает топать ногами и кричать: "Не
хочу я твое мороженое!" Он может ударить меня по руке, однажды даже
отшвырнул мороженое. Я тогда его, конечно, наказала. Но так и не поняла,
что это значит. Но главное - эти странные истерики периодически
повторяются, и я совершенно беспомощна: заканчивается все это руганью и
даже шлепками по попе, хотя я понимаю, что это не метод." Необычные
ситуации подсказывают взрослым, что ребенок не всегда просит именно то,
что хочет. И для того, чтобы найти самый верный подход к требованиям
ребенка, взрослым бывает полезно разобраться, а чего же НА САМОМ ДЕЛЕ
хочет их ребенок, когда "хочет" что-то купить. Для каждого ребенка очень важно чувствовать себя "хорошим". Это
чувство с годами превратится во внутреннее представление о себе,
которое взрослые называют самооценкой. Однако маленькому ребенку очень
трудно (на самом деле - почти невозможно) оценить себя.
С самого
рождения и, по крайней мере, до школы ребенок старается понять, какой он
человек, внимательно вглядываясь в лица самых важных для него взрослых и
прислушиваясь к их словам о нем. Вот как ребенок понимает, что он хороший: - мама смотрит на него смело, открыто и с удовольствием; - мама и папа слышат его вопросы и стараются сразу на них ответить; - родители иногда покупают ему что-то приятное просто так, без специального повода; - родители желают ему "спокойной ночи" и говорят "с добрым утром!"; - вся семья вместе с сыном или дочкой ходит в гости, кино, кафе и принимает друзей у себя дома; - родители находят возможность и немного времени каждый день, чтобы что-то сделать вместе со своим ребенком. А вот наблюдения ребенка, которые заставляют его сомневаться в себе и думать, что, наверное, он не очень-то хорош: - взгляд мамы часто бывает укоризненным, оценивающим или сердитым, мама вообще не очень любит смотреть на него; - то, что он говорит, родители не слышат или слишком заняты своим разговором, чтобы ответить ему; -
когда мама и папа идут в гости, они всегда стараются его оставить с
бабушкой, няней или одного дома; - родители любят, когда он сам быстро
ложится спать; - подарки он получает только к некоторым праздникам и то, если их "заслужит"; - у родителей совсем нет времени для того, чтобы что-нибудь сделать вместе с ним; - в наказание с ним не разговаривают, или оставляют одного в комнате, или говорят: "Уходи, чтобы я тебя не видела!" Когда
мама отказывает в покупке ребенку с достаточно хорошей самооценкой и
достаточно прочными и близкими отношениями с родителями, он думает:
"Подумаешь, сегодня отказала - завтра что-нибудь купит, может, у нее и
правда сегодня нет денег!" Когда мама отказывает в покупке ребенку,
который не уверен в том, что мама и папа им довольны, который не верит,
что он - молодец всегда или почти всегда, ребенок думает: "Она не
покупает, потому что сердита на меня, наверно, я что-то сделал не так,
наверно, она знает про меня что-то нехорошее..." Всегда ли ребенок хочет именно то, что просит? "Купи мне хоть что-нибудь!" Взрослые
сердятся, когда ребенок говорит: "Купи мне что-нибудь!" Они начинают
выяснять, чего именно хочет ребенок. И, если ребенок так и не сможет
ничего толком сформулировать, просто отказывают в покупке. Они так и
говорят: "Раз ты не знаешь, чего хочешь, значит, тебе ничего не нужно". Не
будет преувеличением сказать, что они и правы и не правы одновременно. С
одной стороны, ребенку в этот момент действительно ничего не надо -
ничего, что можно было бы КУПИТЬ за деньги в магазине. Но, с другой стороны, ребенку
именно сейчас надо нечто, что невозможно описать словами: немного
поддержки или немного сочувствия, немного внимания или немного поощрения. Это
вовсе не означает, что ребенок обездолен, заброшен и несчастен. Просто у
каждого человека в повседневной жизни бывают минуты, когда ему хочется
немного больше душевного тепла. И каждый, кто вспомнит тот очевидный
факт, что первая забота и любовь приходит к человеку вместе с совершенно
материальной вещью - маминым молоком, совсем не удивится, что купленная
в магазине мелочь, неважно какая, может быть проявлением именно этой
душевной теплоты. Вещи часто имеют для людей гораздо больше
смысла, чем вложено в их функциональное предназначение. Для детей это
тем более значительно, ведь они совсем недавно получали заботу именно в
ее материальном воплощении: чистые пеленки, красивые игрушки, подходящая
еда. Проходит время, и все больше чувств ребенок сможет выражать
словами и принимать в словесном выражении, но в некоторые моменты он
по-прежнему будет говорить на детском языке: "Купи!" Несмотря на
то что у каждого ребенка бывают моменты, когда он просит купить
"что-нибудь", слишком частое повторение именно такой просьбы должно
насторожить. Это может означать, что: 1. Ребенок совсем не умеет
самостоятельно принимать решения. Он привык к тому, что "мама все лучше
знает" и "взрослые всегда правы", и даже при выборе удовольствия для
себя готов принять то, что ему предложат; 2. Ребенок действительно
чувствует себя одиноко - родители, возможно, слишком заняты, чтобы
обратить на него внимание. Ему почти безразличны его собственные
интересы, он хочет хоть ненадолго попасть в зону интересов папы и мамы,
заставить их думать о нем и решать что-то за него и для него. Для
ребенка является проблемой говорить о своих чувствах и переживаниях
словами. Он просто не привык рассказывать, делиться впечатлениями,
эмоциями. В радостные или грустные моменты своей жизни вместо того чтобы
рассказать маме, что его волнует, он просто стремится привлечь ее
внимание, чтобы она эмоционально побыла рядом с ним, просто задерживает
ее около себя привычным детским способом. "Купи!" как признак надежды на хорошие отношения Ребенок,
который по тем или иным причинам не находит общего языка с родителями,
часто не может рассказать им о своих переживаниях. Он не сможет
рассказать маме и папе, что ему обидно, когда они все делают вместе, а
про него "забывают": вместе решают, что купить; вместе уходят на работу;
обсуждают знакомых; ходят в гости, в кафе или в кино. Не
каждый ребенок сможет откровенно поделиться с родителями и переживаниями
по поводу отношений в школе, а тем более - в садике. Ребенок опасается,
что его переживания могут показаться взрослым глупыми и недостойными
обсуждения, и мама с папой посмеются и не поддержат, а возможно, даже поругают его. Маленькому
человеку очень нужно делиться этими радостями и огорчениями, получать
одобрение и поддержку. Если же ребенку не удается получить утешение и
одобрение от родителей "взрослым" способом - способом разговоров,
обсуждений, жалоб и споров, он возвращается к "детскому" способу
вещественного подкрепления родительской любви и ласки. Постоянно
повторяющееся настойчивое "Купи!" - это своего рода сигнал "SOS",
который ребенок посылает родителям в надежде на то, что они поймут его и
помогут изменить ситуацию. Этот сигнал означает, что повзрослевшему
ребенку трудно общаться с родителями, не хватает времени или он боится
их критики. Это значит, что самым лучшим временем в общении с
родителями для него было то время, когда главной в отношениях была
непосредственная забота родителей о его питании, игрушках и одежде. А
теперь, когда он подрос и все важнее становятся отношения дружбы,
сотрудничества, уважения и душевной заботы, он не понимает, как строить
отношения с занятыми и увлеченными другими заботами родителями. Вот
ребенок и стремится "остановить" время и вести себя как тот малыш,
которому было хорошо с заботливыми родителями. Может ли копилка спасти от просьб о покупке? Для
того чтобы дети меньше просили непредусмотренные семейным бюджетом
покупки, мамы и папы иногда предлагают сыновьям и дочкам накопить деньги
и самим купить то, что они хотят.
Однако, подарив сыну или дочке
симпатичную керамическую игрушку с прорезью для монетки и организовав
процесс накопления, взрослые иногда с удивлением замечают, что: Во-первых, это совершенно не мешает детям что-то просить; кроме того, теперь дети просят еще и деньги; Во-вторых ,
и это самое удивительное для взрослых, накопив какую-го сумму, на
которую вполне можно было бы купить какую-то интересную и полезную вешь,
дети вдруг проявляют странную нерешительность: они не могут выбрать, на
что же потратить эти деньги, а потом вдруг делают такие бессмысленные
покупки, что взрослым становится даже обидно за неразумность и
непрактичность своих чад.
Копилка не может служить
спасением от просьб ребенка о покупках по одной простой причине: копилка
предполагает, что ребенок, который собирает деньги, хочет САМ о себе
позаботиться - накопить, выбрать, купить, похвастаться своим выбором. А
ребенок, который просит: "Купи!" - хочет, чтобы заботу о нем проявили
ДРУГИЕ!
Справедливости ради надо заметить, что иногда
эти два желания соседствуют в одном ребенке: он с удовольствием
распоряжается собранными с помощью копилки (или выданными на карманные
расходы) деньгами и с таким же удовольствием получает выпрошенные у мамы
в магазине игрушки. Но все-таки чаще хотят иметь карманные деньги,
копить их и покупать что-то самостоятельно дети, которые не так уж и
часто и настойчиво требуют: "Купи!"
Покупки и оценки
Многие
приятные и полезные покупки люди делают к праздникам. Это добавляет
радости такому дню и делает его практически незабываемым. Стиральная
машина - к новоселью, новая мебель - к Новому году, модное платье - к
отпуску и так далее...
Точно так же мамы и папы относятся к
возможности что-то купить для своего ребенка. Они стараются сделать так,
чтобы не только сама вещь появилась в доме, но и впечатление,
произведенное на ребенка ее покупкой, стало ярким и радостным. Велосипед
- к окончанию учебного года, мобильный телефон - к первому сентября,
новое платье - ко дню рождения любимой тети, аквариум - в честь первого
урока биологии и так далее.
Ребенок, потребовавший купить
какую-то вещь, довольно часто терпеливо и даже с удовольствием ждет того
радостного события, в честь которого ему пообещали эту вещь купить. Он
способен ждать месяцами, и самое важное здесь - не обмануть: обещали
купить роликовые коньки к первому мая - надо покупать.
Одним словом, обещанная покупка и выполненное обещание способны сделать любой праздник еще праздничнее.
Однако
иногда взрослые не просто переносят покупку поближе к празднику, но и
ставят ее в зависимость от определенных обстоятельств. Например,
"велосипед купим к концу учебного года, но только если закончишь год на
"отлично"; или: "магнитофон купим к Новому году, но если не будет
замечаний по поведению в школе"; или: "этот конструктор купим к приезду
бабушки, но только если будешь каждый день убирать в своей комнате".
А
иногда родители и вовсе ставят покупку в полную зависимость от
поведения, оценок и успехов ребенка, да еще и упрекают, если этих
успехов нет: "О каком компьютере может идти речь, если у тебя тройка по
географии!", или "Как тебе не стыдно просить новое платье, если у тебя
такой беспорядок в шкафу!", или "Вот научишься аккуратнее обращаться с
игрушками, тогда и будешь просить новый танк!".
Родители хотят
таким образом стимулировать активность своих детей. Однако далеко не
всегда такая зависимость покупок от успехов ребенка и результатов его
труда оказывается действенной и выполняет свою "воспитательную функцию",
как этого ожидают родители.
Все зависит от того, насколько сам ребенок чувствует себя самостоятельным. Если он: - активно общается со сверстниками; - может придумывать и затевать разные игры; - любит участвовать в соревнованиях, конкурсах, концертах; - не боится проигрывать, но всегда старается выиграть; - не боится контрольных работ и любит школьные олимпиады, скорее
всего, обещание желанной покупки взамен хорошего результата
какого-нибудь дела действительно станет важным стимулом для усиления
активности ребенка.
Если же ребенок: - не очень уверенно входит в контакт со сверстниками; - стесняется выступать перед другими и не любит соревнований; - нуждается в поощрении и поддержке родителей для выполнения своих дел; - сильно огорчается, когда проигрывает, и не любит игр, в которых может проиграть, то,
скорее всего, обещание купить что-то в качестве награды за успех в
каком-то деле прозвучит для ребенка как упрек в беспомощности и
неуспешности. Сам ребенок может думать: "Я никогда не смогу этого
сделать, значит, я никогда не смогу получить то, что я хочу, значит, я -
неудачник".
В этом случае для поддержки активности ребенка
полезнее не условие покупки и материальное вознаграждение, а похвала
мамы и папы самым маленьким его удачам - красиво написанному слову,
аккуратно убранной постели, самостоятельно решенному примеру, сыгранной
партии в шашки и т. д.
Именно дети, которые не очень уверены в
себе и своих хороших качествах, громче всех требуют: "Купи!" - потому
что нуждаются в материальном подкреплении веры в то, что они любимы и
ценимы родителями. Именно им совсем не полезно и даже вредно говорить:
"Куплю, если ты сделаешь то-то и то-то" - потому что для них это звучит:
"Буду любить, если ты сделаешь то-то и то-то". А ведь это так горько -
думать, что самые дорогие тебе люди любят тебя только тогда, когда ты
делаешь какие-то успехи!
|