Человек рождается, и с первым
кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает
впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при
виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания
ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение.
Маленький ребенок абсолютно зависим
от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему
близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность
принадлежать к семье, в которой родился.
Ребенок должен чувстовать
себя частью своей семьи.
Создать понимающие и
гармоничные отношения непросто. Если родители росли в доброжелательной
атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и
те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве
человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими
детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который
когда-то испытал на себе.
Ребенок чувствует любовь
родителей и откликается на любые слова и действия родителей, приспосабливаясь к
тому образу, который диктует ему семья.
Безоговорочная любовь,
которую дети питают к своим родителям, опирается на детскую логику:
принадлежать к семье — значит быть похожим на тех, из кого она состоит.
Первые 6 месяцев ведущей формой
общения является эмоционально-личностное общение.
В среднем к двум месяцам у
ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от
новорожденности к младенчеству. Л. С. Выготский считал комплекс оживления,
который проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в
оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признаком
социальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым. Внутреннее
противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что
ребенок максимально нуждается во взрослом и не имеет средств специфического
воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.
В первые месяцы у ребенка
возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень
восприимчивым к общению.
Любовь родителей к их детям
не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей
сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга,
обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.
Таким образом, в первое
полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности является
непосредственно-эмоциональное общение.
Вопрос. Почему именно
эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития
ребенка?
Ответ. Малыша привлекают только
личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще
не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит
и во что одет.
Несмотря на примитивность
такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью
взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это
выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый
разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание
и доброжелательное отношение к себе.
Вопрос. Охарактеризуйте элементы
эмоционального общения взрослого с младенцем.
Ответ. Элементы эмоционального
общения следующие:
происходит зрительный контакт
«глаза в глаза»;
произносятся ласковые слова;
поются колыбельные песни;
родители нежно прикасаются к
младенцу.
Нередко одно появление матери
поднимает настроение малыша.
Эмоциональное общение
способствует хорошему настроению ребенка.
Расположение духа ребенка и
находящегося рядом с ним взрослого, как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок, уход за которым не осложняет
жизнь родителей, может способствовать формированию доброго и мягкого к нему
отношения. В то же время взрослый чаще улыбается приятным, спокойным, улыбчивым
детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей.
Все это не случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку
детей обычно эмоционально реагирующие матери.
Ситуация. Малыш Дима лежал в кроватке и
плакал. Короткое «уа», в котором слышалось неподдельное отчаяние, разносилось
по квартире. Подошла мама, склонилась над ним: «Да что же это с ним стряслось?
Кто обидел нашего Димулю? Сейчас маленький плакать перестанет...»
Ребенок и вправду стал
затихать. Сквозь гримасу плача пробилось подобие улыбки, он радостно задвигал
ручонками, глазки заблестели.
Что же Диме было надо?
Решение. Надо было просто с ним
пообщаться, непосредственно и эмоционально.
Мать обычно отвечает за
психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического
здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.
Ситуация. Миша (2 месяца) легко
увлекается каким-нибудь занятием, но столь же легко и забывает о нем. Потеряв
игрушку, он горько плачет. Мама, предлагая ему новую, быстро приводит его в
радостное состояние.
С чем связано такое
ситуативное поведение Миши?
Решение. Такое ситуативное поведение
детей объясняется тем, что между мотивами, побуждающими ребенка к действиям,
еще не установлены какие-либо отношения. Все они равнозначны. И поэтому до 3
лет ребенок не может сознательно пожертвовать чем-нибудь привлекательным ради
другой, более значимой цели. Зато даже сильное огорчение легко развеять
каким-нибудь пустяком (в данном случае — предложить новую игрушку).
Ситуация. Иногда ребенку неприятны
прикосновения взрослого.
Как должен поступать взрослый
в таких случаях?
Решение. Каждый ребенок по-своему
воспринимает прикосновения взрослого. В некоторых случаях интуитивно у детей
возникают после такого физического контакта неприятные ощущения. От взрослого
зависит только то, что он может или укрепить подобное ощущение, или
постараться по возможности его уменьшить.
* * *
Потребность в общении у младенца возникает под
воздействием определенных условий.
Он испытывает острую нужду в
уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность
устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому
новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем
эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую
очередь самый близкий человек — его мать. Все ее действия направлены на
ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.
К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь
экспрессивную сторону речи:
улыбается;
вокализирует;
активно реагирует на
происходящее вокруг него.
Несмотря на это, мать
общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее
воздействие. Это выражается в том, что она:
разговаривает с ним;
ищет ответные знаки на свое
обращение;
удовлетворяет его
потребности;
оценивает его поведение:
поощряет, порицает и т. д.
Ситуация. Света (4 месяца) улыбается в
ответ на улыбку матери, начинает активно двигаться, гулить, привлекая к себе
внимание.
Как будет дочь реагировать,
если мама оставит ее без внимания и уйдет по своим делам?
Решение. Света громко и обиженно
заплачет. Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если
взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью,
так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого — основная
потребность в общении — остается на всю жизнь. Мать должна чаще улыбаться,
разговаривать с ребенком, ласкать его.
Ситуация. Аня нередко хвалит своего
ребенка: «Ты — хороший», «Я тебя люблю», «У тебя все получится».
Надя же говорит своему
ребенку другие слова: «Если ты будешь лучше, я буду тебя любить», «Ты хуже,
чем мне хотелось бы».
Каким образом отношение Ани и
Нади к своим детям повлияет на их психическое развитие?
Решение. У Ани ребенок получает
позитивный настрой, мама проектирует его на хорошее отношение к самому себе,
закладывает в нем умение без всякого сомнения положительно принимать самого
себя («Я лучше всех»). У Нади же ребенок будет метаться в поисках собственного
человеческого «Я» и мучительно сомневаться в самоценности («Я хуже всех», «Мне
не за что себя уважать»).
Усвоение ребенком самооценки
(позитивной или негативной) происходит на уровне его доминирующего состояния
(оптимизма, активности или пассивности, апатии). Общая направленность личности
«записывается» в бессознательную сферу психики ребенка.
У отзывчивых матерей дети
вырастают более разговорчивыми и общительными.
Ситуация. Мама, стремясь не баловать
своего малыша, не приучает его к излишнему вниманию: сухо и формально исполняет
свои родительские обязанности, по часам кормит, перепеленывает, гуляет и т.
д., не выражая при этом никаких радостных чувств.
Как скажется такое воспитание
на психическом развитии ребенка?
Решение. Строгое, формальное
воспитание пагубно для маленького ребенка. В его поведении закрепляются
пассивность и привычка не ждать ответной реакции на проявление чувств. В раннем
детстве закладывается основа личностного развития, поэтому необходимо уделять
ребенку внимание и проявлять к нему доброжелательность. В связи с этим
родителям следует заложить интерес ребенка к людям, предметам и явлениям
окружающего мира.
Ситуация. Бабушка слишком требовательна
к своей дочери (маме ребенка) и считает, что та недостаточно хорошо заботится о
малыше. В связи с этим бабушка постоянно критикует и ругает дочь.
Как это скажется на
психическом развитии младенца?
Решение. Приход своей матери будет
вызывать у молодой женщины чувства тревоги и вины, которые в усиленном виде
будут передаваться малышу. Если же молодая мама передаст бабушке свои
материнские функции, то ребенок будет напуган, у него появится чувство
«брошенности».
Ситуация. Машу, молодую супругу,
раздражает то, что ее муж Андрей пытается участвовать в уходе за малышом. Ее
негативные чувства передаются ребенку, и тот начинает плакать. Маша винит во
всем Андрея и прогоняет его: «Не видишь, он тебя боится!».
Как такая ситуация повлияет
на психическое развитие ребенка?
Решение. Мать ограждает ребенка от
отцовской заботы с каменным, строгим выражением лица. Ребенок видит, с какой
настойчивостью его мать пресекает попытки вмешательства в его жизнь «чужого»,
пугается и начинает плакать, переживает в этот момент острую тревогу. При этом
сначала малыш протестует, а потом демонстрирует отстраненность.
То, как ребенок будет
воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от того, как строит с ним
отношения мать.
Уже в годовалом возрасте
ребенок чувствует, если в семье не все хорошо. Именно в этом возрасте дети
начинают понимать, любят ли друг друга его родители, каковы отношения его
матери и отца с их родителями.
Постепенно ребенок узнает две
вещи. Первая
из них состоит
в том, что существование его не всегда будет безоблачным. Вторая же заключается в том, что он
нуждается в родителях.
Ребенок растет, и с ним
растут его тревоги. Поначалу ребенок не осознает, что многие его тревоги
связаны с родителями, но скоро выясняется, что это именно так.
* * *
Смысл любых слов доходит до
ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки,
грозное выражение лица для него очень показательны.
Даже такие слова, как «Я
люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным
выражением лица.
* * *
Мать сразу начинает
чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней
формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется
доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие
появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в
таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие
неудобства.
От 3 до 6-7 месяцев мать и
ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз): ребенок не отделяет себя от
матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений:
в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я»,
проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению
физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.
Период слияния матери с
младенцем важен, но если он чрезмерно затягивается, то это тормозит развитие
ребенка. Мать часто является причиной задержки развития ребенка, поскольку она
может:
неосознанно задерживать его в
состоянии младенчества;
охранять его от фрустрации;
сохранять его для себя и не
делиться им даже с отцом.
Надо дать ребенку помочь быть
самостоятельной личностью и почувствовать, что жизнь увлекательна, если
ребенок находится в контакте с отцом.
Если между родителями
существуют любящие и сексуально удовлетворяющие отношения, то мать «освобождает
место» в жизни ребенка и для отца, который в этом случае начинает играть более
заметную роль в психическом мире младенца. Тем самым отец помогает ребенку выйти
из его слияния с миром матери.
Мать дает жизнь, питает,
защищает, а отец побуждает к развитию. Материнский «почерк» каждой женщины
индивидуален: он зависит и от ее отношений с собственным отцом, и от того, как
она воспринимала общение внутри родительской пары.
Мир человека не исчерпывается
измерением «ребенок — мать». В него включаются еще и отец, братья и сестры,
бабушка и дедушка — все они демонстрируют ребенку различные виды взаимоотношений.
* * *
Современные мамы отмечают,
что «идеальной мамой» быть трудно, хотя к этому образу любой женщине нужно стремиться. А
вот быть «хорошей мамой» — это более понятно. Даже при наличии хороших
взаимоотношений и любви друг к другу возможны проблемы. Усталость,
раздражение, взаимные обиды и разочарование — все это неотъемлемая часть
материнства.
Различные женщины выделяют
отдельные качества «идеальной мамы», которые, видимо, присущи им самим или которых,
возможно, им недоставало в детстве:
«Хорошая мама — это
порядочный человек»;
«Взаимоотношения с детьми
должны быть на равных»;
«Умение и желание быть вместе
со своими детьми»;
«Чуткость, умение угадывать,
когда ребенок в чем-то нуждается»;
«Способность не навязывать
свое мнение, а помогать, когда ребенок нуждается в этом».
Кто-то ищет в маме друга,
кто-то — авторитет. Кому-то необходим тактильный контакт, а кому-то важнее
общение. Хорошей маме следует знать это и по возможности этому
соответствовать.
Ребенок должен принять свою
маму, как и она его, безо всяких условий. В этом залог нормального
психического развития ребенка и хорошего самочувствия мамы, появления у нее
чувства выполненного долга.
Ситуация. Избирательное отношение
ребенка распространяется не только на содержание его речи как таковой, но и на
лиц, речи которых он подражает.
Одинаковое ли влияние
оказывает на ребенка каждый, кто говорит с ним?
Решение. Нет, неодинаковое. К кому-то
он остается равнодушным, к кому-то относится отрицательно. Ребенок быстро
перенимает как запас слов, так и особенности речи у тех, кто ему по душе.
Обычно это братья и сестры, которые оказываются более внимательными учителями,
чем взрослые.
Ситуация. Бытует мнение: «Если ребенок
лишен возможности поддерживать стабильные отношения со взрослым, ухаживающим
за ним, то он не способен к крепкой привязанности».
Можно ли согласиться с этим
утверждением?
Решение. Данное утверждение
основывается на исследованиях ученых. У таких детей не возникает ни страха
перед незнакомцем, ни специфического чувства привязанности.
* * *
В 4-5 месяцев характерен
избирательный характер общения детей со взрослыми. Родным и знакомым он
радуется, незнакомец, напротив, может напугать ребенка.
Ситуация. Родители Нины заметили, что в
первые 2-3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6
месяцам стала отдавать некоторое предпочтение знакомым лицам перед чужими.
После 6 месяцев девочка стала
очень избирательна в своих контактах, начала больше тянуться к родителям,
неизменно отстраняясь от незнакомых людей.
С чем может быть связана
такая метаморфоза?
Решение. Это, безусловно,
свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У
младенцев постепенно (к 6 месяцам) формируются эмоционально-психологические
связи с любящим их человеком.
Материнскую любовь
искусственно воссоздать нельзя: либо она есть, либо ее нет (Э. Фромм).
Ситуация. По данным М. Родхолм, отцы
получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева
сечения, примерно в течение 15 минут после их появления на свет. Им предлагали
подержать ребенка на руках, поговорить с ним, погладить головку, ручки и ножки
новорожденного.
Как такая ситуация скажется
на последующих контактах отца с ребенком?
Решение. Такие отцы становятся более
активными, проявляют больше внимания к потребностям детей, испытывают больше
положительных эмоций при контактах с детьми.
Отцы, присутствовавшие при родах,
говорят, что они переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных
глазах.
Вопрос. Как сказывается раннее
общение с отцом на психическом и физическом развитии ребенка?
Ответ. Дети, чьи отцы ухаживали за
ними с рождения, показывают более высокий уровень умственного и физического
развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми.
В семьях, где это
происходило, между супругами возникает единство целей и больше согласия в
принятии решений по вопросам воспитания ребенка. Мужчины в таких семьях имеют
большее влияние на своих детей, а те, в свою очередь, больше прислушиваются к
ним, ориентируются на их мнение.
Сыновья хотят походить на тех
отцов, с которыми у них теплые, разносторонние отношения.
Вопрос. Почему рождение так
называемых «поздних детей» вызывает у мужчин более сильные и яркие эмоции?
Ответ. Существует психологическая
связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности
родителя. Основные трудности «незрелых» отцов в том, что они не умеют извлекать
удовольствие и радость из общения с ребенком.
Зрелость отцовских чувств
выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка.
Отец испытывает потребность в
том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим
наследником.
Вопрос. Что происходит, если в семье
доминирует мать?
Ответ. В результате доминирования
матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с
родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства
на последующие поколения.
При нормальных условиях отец
значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем
детстве он является своеобразным примером, моделью для подражания, а
следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает
И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на
формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с
отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование
отцовских черт у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на
воспитании им своих собственных детей.
Вопрос. Зависит ли гипермаскулинность
или агрессивность мальчишеского поведения от отцовского влияния в семье?
Ответ. Да, зависит. При излишней
зависимости от матери, от ее феминизирующего влияния подросток бунтует. В
поиске своего мужского «Я» он проявляет агрессивность. Имеются данные о том,
что подростки, привязанные к матери, испытывают затруднения в общении со
сверстниками.
* * *
Функции отца в семье
претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель
отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку:
условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь (О. Карабанова).
Ситуация. В первое время ребенок
нуждается в теплом, дружеском общении с окружающими людьми, чтобы утвердиться в
доверии к миру.
Значит ли это, что матери
необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и постоянно находиться около
него, только бы он не плакал?
Решение. Нет, не значит. Удовлетворяя
все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс его психического
развития, не даем ему возможности самому включаться в речевое действие по
удовлетворению собственных потребностей. Пренебрегать нельзя только теми потребностями,
которые связаны с охраной жизни и здоровья ребенка.
Ситуация. Молодая мама оправдывает то,
что мало разговаривает с трехмесячной дочкой, такими словами: «Чего с ней
говорить, она еще мала, не поймет моих слов». «Ты не права, — возразила ей
соседка. — «Ты молчишь, и она не научится говорить».
Будет ли плохо говорить дочь
из-за того, что мать молчалива? Как мама должна беседовать с дочкой?
Решение. Чем больше ребенок в первые
месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка, тем
интенсивнее развиваются его способности к овладению речью. Существует два типа
разговора, доставляющие удовольствие малышу.
Взрослый как бы говорит сам с
собой, описывая все, что делает в тот или иной момент для ребенка (например:
«Вот мама наливает в бутылочку молоко»).
Взрослый реагирует на то, что
делает ребенок («Ты ударила по воде, смотри, водичка разлетается...»).
Пока малыш прислушивается к
словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется — надо продолжать говорить.
Когда ребенок гулит или лепечет, надо стараться отвечать ему, повторять те же
звуки, выражая свое понимание («Я поняла: тебе нравится так сидеть»).
Можно играть со словами:
ребенку нужно что-то сделать, если он услышит определенные слова («Полетели,
полетели, на головку сели!»).
Чаще надо декламировать
стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.
|