Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 27.04.2024, 06:16

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА [184]
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ [25]
Главная » Файлы » РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ » СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Готовность к школе. Лекция для родителей
06.12.2010, 11:12

Сам термин «школьная готовность» появился не так давно, в 80е годы прошлого века. До этого не было потребности в определении школьной готовности, поскольку считалось, что по достижении 7 лет все дети готовы к школе – что, действительно, было справедливо в отношении большинства семилеток. Однако, когда в 80е годы в порядке эксперимента стали открываться классы обучения детей с 6ти лет, проблемы, возникающие с этими детьми, были новыми для педагогической практики того времени, и что еще важнее – они не поддавались прогнозированию традиционными средствами. Поскольку классы шестилеток были экспериментальными, в них существовал отбор, и учителя могли заранее познакомиться со своими будущими учениками и принять решение об их обучении. Однако, как показала практика, критериев для такого отбора у них попросту не было, а имеющиеся критерии (интеллигентная семья, уже умеет читать, и пр.) не срабатывали при переходе ребенка от комфортного дошкольного существования к напряженной жизни школьника.

Тогда и появилась концепция готовности ребенка к школе. Одни дети 6-6,5 лет готовы к школе, могут учиться вполне сознательно и выдерживать школьную нагрузку, а другие, как мы говорим, еще «не доиграли». Это выражение тоже не случайно. Дело в том, что согласно представлениям отечественной психологии, в каждом возрасте для ребенка основной – ведущей – является определенная деятельность. Так, для младенца его ведущей деятельностью является эмоциональное общение, для ребенка раннего возраста – предметная деятельность, изучение разных способов манипулирования предметами, для дошкольника – игра, а для младшего школьника учение (далее, для подростка такой деятельностью будет общение, и для юноши – профессиональное обучение). Не возможно полноценно перейти к другой деятельности, не получив все от предыдущей. Именно поэтому «не доигравшие» дети не готовы к школе, потому что игра продолжает оставаться для них основной, главной по смыслу деятельностью, и пока они не получат от игры весь причитающийся им игровой опыт, они не могут так же полно отдаться учебе.

Многие родители и даже педагоги пытаются решить проблему неготовности ребенка к школе при помощи тренировки его навыков. Однако навыки, сами по себе, не делают ребенка готовым к школьной жизни. Ребенок может уметь читать, писать и даже складывать в уме, и все же быть не готовым к школе эмоционально, психологически и физиологически. Некоторые особенности мышления, необходимые для успешной учебы, зависят не только от того, как мы развиваем ребенка, но и от развития его мозговых структур, которое происходит в соответствии с возрастом и торопить которое бесполезно.

Что же составляет готовность ребенка к школе, какие признаки говорят нам о том, что вот этот конкретный ребенок – уже готов, а его сосед по парте лучше бы посидел еще годик дома?

Принятие учебной задачи. Ребенок способен воспринять предложенную ему учебную задачу, именно как интеллектуальное упражнение, а не как предложение поиграть или пообщаться со взрослым. Например, когда от ребенка требуется в учебном задании посчитать плитку для облицовки ванной комнаты, он должен уметь сосредоточиться на способах вычисления, а не на цвете-размере и других, не относящихся к задаче, свойствах плитки.

Способность освоить общий способ действия, а также понимание смысла ситуации. Если ребенок ориентируется исключительно на слова-подсказки при решении задач, и не может охватить смысл задачи в целом, описать и показать что реально происходит в задаче, то он еще не готов к школьному обучению. Так, ребята из детского сада, которым было предложено составить задачу для выражения 5-3, предложили такой вариант «Мама купила 5 ножниц и 3 съела». Ни один ребенок даже не засмеялся, потому что им было непонятно, чем неправильна такая задача – ведь ответом будет именно 2.

Восприятие себя как субъекта деятельности. Если спросить у дошкольников, почему мальчик на картинке упал с горки, а девочка разлила чай, то они вероятно ответят: «Горка слишком высокая, чашка неудобная». Школьник же ответит: «Мальчик плохо держался за санки, девочка была невнимательна. Но ничего, они постараются и научатся делать как нужно». Точно так же ребенок, готовый к школе, воспринимает и себя – он не ищет причины своего поведения, своих успехов и неудач снаружи, а способен увидеть их в себе самом и своих собственных действиях.

Для школьника получение опыта, знания важнее, чем процесс игры. Даже если задание предлагается в игровой форме, то дошкольник легко увлекается игрой и забывает, что собственно от него требовалось в задании, а школьник должен уметь уже сохранять свой интерес к задаче. Когда детям в одном эксперименте предлагалась игрушка в виде лабиринта с ездящей по нему управляемой куклой, то дошкольникам была интереснее сама кукла и фантазии о ней, даже если лабиринт и не был ими пройден, они воспринимали игру как интересную и забавную. Для школьников же основным интересом было прохождение лабиринта… и механизм действия куклы, как это она по нему ездит?

Внутренняя позиция школьника. Ребенок отчетливо заявляет о своем желании пойти в школу и быть школьником. Он считает, что став школьником он получит преимущества статуса и такое новое положение дел для него желанно.

Произвольность. Ребенок способен выполнять действия произвольно, то есть, не по первому побуждению, а по инструкции, с волевым усилием. Основу создает произвольная концентрация внимания, без которой невозможно никакое успешное обучение.

Интерес к взрослым и к сверстникам. Если ребенку интересно, чем это занимаются другие взрослые, не из его ближайшего окружения, и он хочет общаться с детьми, которых встречает на улице, в кружках и пр., а не только со своими товарищами по садику, то это благоприятный признак для его готовности к школе.

Самооценка. Некоторые авторы полагают, что ребенок должен уже прийти в школу с адекватной самооценкой. Другие считают, что в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка может еще и не быть адекватной, но должна быть положительная тенденция к ее формированию – в виде различения ребенком собственной оценки себя и его оценки окружающими, а также понимание возможности различных оценок одного и того же человека.

Интеллектуальная готовность – это как раз то, что измеряют при помощи тестов при поступлении в школу. В нашем городе в большинстве школ используется диагностический комплекс Ясюковой для определения готовности детей к школе, он позволяет диагностировать уровень развития различных видов мышления, развития речи, внимания, памяти и пр. Большую часть компонентов интеллектуальной готовности у ребенка можно и нужно развивать.

Самостоятельность. В школе ребенку приходится во многих ситуациях принимать решения, действовать на свой страх и риск – начиная от выбора с кем за руку пойти в столовую и заканчивая выбором участвовать или нет в конкурсах и олимпиадах. Для него эти решения ничуть не менее ответственны и сложны, чем для нас наши «взрослые» самостоятельные решения. Важно, чтобы ребенок имел подобный опыт самостоятельности, не пасовал перед выбором и мог четко определить, что ему нужно. Также навыки самообслуживания существенно способствуют самостоятельности ребенка на первый период адаптации к школе – ребенок, который не может абсолютно самостоятельно одеться, собрать портфель, следить за своими личными вещами и за порядком на парте, в портфеле и в дневнике, сразу же оказывается в невыигрышном положении. Поэтому, обучая его навыкам аккуратности и самообслуживания, мы косвенно способствуем и его успешной учебе.

Категория: СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА | Добавил: admin | Теги: детский сад, психолог в детском саду, психологическая помощь, ДОУ, психология дошкольников, дошкольник, советы детского психолога
Просмотров: 1754 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru