Сам термин «школьная готовность» появился не
так давно, в 80е годы прошлого века. До этого не
было потребности в определении школьной
готовности, поскольку считалось, что по
достижении 7 лет все дети готовы к школе – что,
действительно, было справедливо в отношении
большинства семилеток. Однако, когда в 80е годы в
порядке эксперимента стали открываться классы
обучения детей с 6ти лет, проблемы, возникающие с
этими детьми, были новыми для педагогической
практики того времени, и что еще важнее – они не
поддавались прогнозированию традиционными
средствами. Поскольку классы шестилеток были
экспериментальными, в них существовал отбор, и
учителя могли заранее познакомиться со своими
будущими учениками и принять решение об их
обучении. Однако, как показала практика,
критериев для такого отбора у них попросту не
было, а имеющиеся критерии (интеллигентная семья,
уже умеет читать, и пр.) не срабатывали при
переходе ребенка от комфортного дошкольного
существования к напряженной жизни школьника.
Тогда и появилась концепция готовности ребенка
к школе. Одни дети 6-6,5 лет готовы к школе, могут
учиться вполне сознательно и выдерживать
школьную нагрузку, а другие, как мы говорим, еще
«не доиграли». Это выражение тоже не случайно.
Дело в том, что согласно представлениям
отечественной психологии, в каждом возрасте для
ребенка основной – ведущей – является
определенная деятельность. Так, для младенца его
ведущей деятельностью является эмоциональное
общение, для ребенка раннего возраста –
предметная деятельность, изучение разных
способов манипулирования предметами, для
дошкольника – игра, а для младшего школьника
учение (далее, для подростка такой деятельностью
будет общение, и для юноши – профессиональное
обучение). Не возможно полноценно перейти к
другой деятельности, не получив все от
предыдущей. Именно поэтому «не доигравшие» дети
не готовы к школе, потому что игра продолжает
оставаться для них основной, главной по смыслу
деятельностью, и пока они не получат от игры весь
причитающийся им игровой опыт, они не могут так
же полно отдаться учебе.
Многие родители и даже педагоги пытаются
решить проблему неготовности ребенка к школе при
помощи тренировки его навыков. Однако навыки,
сами по себе, не делают ребенка готовым к
школьной жизни. Ребенок может уметь читать,
писать и даже складывать в уме, и все же быть не
готовым к школе эмоционально, психологически и
физиологически. Некоторые особенности мышления,
необходимые для успешной учебы, зависят не
только от того, как мы развиваем ребенка, но и от
развития его мозговых структур, которое
происходит в соответствии с возрастом и торопить
которое бесполезно.
Что же составляет готовность ребенка к школе,
какие признаки говорят нам о том, что вот этот
конкретный ребенок – уже готов, а его сосед по
парте лучше бы посидел еще годик дома?
Принятие учебной задачи. Ребенок
способен воспринять предложенную ему учебную
задачу, именно как интеллектуальное упражнение,
а не как предложение поиграть или пообщаться со
взрослым. Например, когда от ребенка требуется в
учебном задании посчитать плитку для облицовки
ванной комнаты, он должен уметь сосредоточиться
на способах вычисления, а не на цвете-размере и
других, не относящихся к задаче, свойствах
плитки.
Способность освоить общий способ действия,
а также понимание смысла ситуации. Если ребенок
ориентируется исключительно на слова-подсказки
при решении задач, и не может охватить смысл
задачи в целом, описать и показать что реально
происходит в задаче, то он еще не готов к
школьному обучению. Так, ребята из детского сада,
которым было предложено составить задачу для
выражения 5-3, предложили такой вариант «Мама
купила 5 ножниц и 3 съела». Ни один ребенок даже не
засмеялся, потому что им было непонятно, чем
неправильна такая задача – ведь ответом будет
именно 2.
Восприятие себя как субъекта деятельности.
Если спросить у дошкольников, почему мальчик на
картинке упал с горки, а девочка разлила чай, то
они вероятно ответят: «Горка слишком высокая,
чашка неудобная». Школьник же ответит: «Мальчик
плохо держался за санки, девочка была
невнимательна. Но ничего, они постараются и
научатся делать как нужно». Точно так же ребенок,
готовый к школе, воспринимает и себя – он не ищет
причины своего поведения, своих успехов и неудач
снаружи, а способен увидеть их в себе самом и
своих собственных действиях.
Для школьника получение опыта, знания
важнее, чем процесс игры. Даже если задание
предлагается в игровой форме, то дошкольник
легко увлекается игрой и забывает, что
собственно от него требовалось в задании, а
школьник должен уметь уже сохранять свой интерес
к задаче. Когда детям в одном эксперименте
предлагалась игрушка в виде лабиринта с ездящей
по нему управляемой куклой, то дошкольникам была
интереснее сама кукла и фантазии о ней, даже если
лабиринт и не был ими пройден, они воспринимали
игру как интересную и забавную. Для школьников же
основным интересом было прохождение лабиринта…
и механизм действия куклы, как это она по нему
ездит?
Внутренняя позиция школьника. Ребенок
отчетливо заявляет о своем желании пойти в школу
и быть школьником. Он считает, что став
школьником он получит преимущества статуса и
такое новое положение дел для него желанно.
Произвольность. Ребенок способен
выполнять действия произвольно, то есть, не по
первому побуждению, а по инструкции, с волевым
усилием. Основу создает произвольная
концентрация внимания, без которой невозможно
никакое успешное обучение.
Интерес к взрослым и к сверстникам.
Если ребенку интересно, чем это занимаются
другие взрослые, не из его ближайшего окружения,
и он хочет общаться с детьми, которых встречает
на улице, в кружках и пр., а не только со своими
товарищами по садику, то это благоприятный
признак для его готовности к школе.
Самооценка. Некоторые авторы
полагают, что ребенок должен уже прийти в школу с
адекватной самооценкой. Другие считают, что в
возрасте 6-7 лет самооценка ребенка может еще и не
быть адекватной, но должна быть положительная
тенденция к ее формированию – в виде различения
ребенком собственной оценки себя и его оценки
окружающими, а также понимание возможности
различных оценок одного и того же человека.
Интеллектуальная готовность – это
как раз то, что измеряют при помощи тестов при
поступлении в школу. В нашем городе в большинстве
школ используется диагностический комплекс
Ясюковой для определения готовности детей к
школе, он позволяет диагностировать уровень
развития различных видов мышления, развития
речи, внимания, памяти и пр. Большую часть
компонентов интеллектуальной готовности у
ребенка можно и нужно развивать.
Самостоятельность. В школе ребенку
приходится во многих ситуациях принимать
решения, действовать на свой страх и риск –
начиная от выбора с кем за руку пойти в столовую и
заканчивая выбором участвовать или нет в
конкурсах и олимпиадах. Для него эти решения
ничуть не менее ответственны и сложны, чем для
нас наши «взрослые» самостоятельные решения.
Важно, чтобы ребенок имел подобный опыт
самостоятельности, не пасовал перед выбором и
мог четко определить, что ему нужно. Также навыки
самообслуживания существенно способствуют
самостоятельности ребенка на первый период
адаптации к школе – ребенок, который не может
абсолютно самостоятельно одеться, собрать
портфель, следить за своими личными вещами и за
порядком на парте, в портфеле и в дневнике, сразу
же оказывается в невыигрышном положении.
Поэтому, обучая его навыкам аккуратности и
самообслуживания, мы косвенно способствуем и его
успешной учебе.
|