Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете
сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего
дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю
семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за
столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться
до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе
дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть,
почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и
пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время
домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
• Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной,
познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые
предметы.
• Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных
вещей, явлений и домашних событий.
• Поможем научиться терпению.
• Самым коротким и действенным путем научим важным
домашним работам.
• Дадим понять, как заботимся о своей семье.
• Освоим современный способ обучения и развития ребенка
— обучение естественным образом.
• Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным
(практикоориентированным).
• Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся
общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они
не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка
из кухни.
«Вкусные слова»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим
друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку.
Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие»,
«вареные», «растительные» слова.
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет?
(Картошка, укроп, свекла и т. д.)
На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые
можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на
кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники»
Как можно одним словом назвать прибор, который ...
варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает
пыль)?
«Готовим сок»
Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный),
из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...».
Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный
сок получается из... (моркови), редечный — из...»
«Покупки»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки,
предлагайте различные задания:
• В каких из этих предметов «живет» звук «Р«? Если
ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каР-РРРтошке или в капусте? В
яблоках или в пеРРРРси-ках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРР-цах?»
• В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка,
поЛ-ка, виЛка, кастрюЛя).
• Назови все, что НЕ надо будет готовить — варить или
жарить.
• Что для тебя здесь самое вкусное?
• Что самое тяжелое (легкое)?
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и
вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов
(столько сколько).
«Охотимся на
цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне
есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем
помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они?
Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с
этой буквы?»
«Придумывалки»
Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю
про... старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если
ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот
картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она
была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она
выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»
|