Действуем, наблюдаем, подражаем
Телесные
переживания малыша занимают одно из главных мест
в процессе становления у него чувства
собственного Я.
В возрасте около двух лет образ себя
формируется главным образом через телесное
действие как переживание своих возможностей. При
этом можно заметить появление удивительного
феномена: ребенок относится к наблюдаемому
действию как к своему собственному движению,
которое он сам и производит.
На третьем году жизни происходит
становление переживания человеком себя как Я,
осознание Я в собственном теле и жизни Я
посредством тела в окружающем мире. Это
происходит при участии развивающихся телесных
чувств: чувства осязания, чувства собственного
движения и равновесия.
Силы подражания, действующие в первые
годы жизни, дают возможность детям воспринимать
впечатление от движения динамических игрушек
всем своим существом. Именно это восприятие
собственной активности в повторяющемся движении
и является фундаментом восприятия себя в мире и
мира в себе.
Ребенок сам, собственным усилием
запускает движение динамической игрушки
(раскручивает юлу, запускает катиться шарики или
качает неваляшку). Продолжением игры является активное
наблюдение за движением, его развитие и
поддержание с помощью собственного усилия. При
этом малыш сам задает характер и особенности
движения, в результате чего они, как правило,
варьируются или активно повторяются. Это зависит
от возраста и игровой фантазии ребенка.
Малыш очень долго может наблюдать, как
раскручивается и останавливается юла, и
запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например,
замедляет свое вращение, начинает покачиваться и
падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все
быстрее и, добравшись до нижнего этажа,
останавливаются и замирают. Значит, нужно
непрерывно поддерживать и развивать движение.
В отличие от взрослого ребенок
отождествляет себя с движением, и оно
становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая
вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш
покачивается в созвучии с ее движением. В более
старшем возрасте ребенок может изображать юлу —
раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает
на бок.
Так же телесно переживает малыш и
движения кувыркающегося акробата. Сначала
неустанно спускает с лесенки его фигурку, а через
какое-то время пробует сам вставать на руки с
опорой на стенку и спрыгивать из этого положения
на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети
особенно интенсивно переживают чередование и
ритм ударов. Лишь намного позже малыши
воспроизводят эти действия в игре — куют
подковы, в точности воспроизводя характер и ритм
ударов. То же можно сказать и о детском отношении
к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи
крыльев бабочки являют малышу образ легкого
полета.
Игрушки-помощники
В различных случаях динамические
игрушки действуют адресно, с избирательно
терапевтическим эффектом. То, что одного ребенка
выведет из состояния погруженности в себя, для
другого станет средством контакта с другими
детьми. Ну а третий получит опыт внутреннего
движения и покоя в их противоположности.
Для детей с нарушениями внимания,
движения, равновесия и общей координации игры
с динамическими игрушками — один из действенных
способов продвинуться от поверхностного
интереса к более углубленному, гармонизировать
восприятие движения и его ощущение в своем теле и
приблизиться к внутреннему равновесию.
Наблюдение в покое — это упражнение для
способности восприятия и импульс к внутреннему
подражанию. Игрушка, кроме того, сама задает
ориентиры целенаправленным действиям ребенка.
Запуск волчка или подъем клоуна-верхолаза
требует концентрации внимания и координации
движения. Наблюдение вращения также
концентрирует. Хотя этого не скажешь о
механической юле, где, например, медведи смотрят
в разные стороны: восприятие такого
центробежного движения может не
концентрировать, а возбуждать.
Такое удивительное воздействие эти
игрушки оказывают только тогда, когда мы,
взрослые, предоставляем детям покой и время,
чтобы вжиться во внешнее движение, позволить ему
захватить все существо и вылиться в собственную
активность в игре.
Как выбирать игрушки
Выбирая динамическую игрушку для
ребенка, нужно пользоваться следующими
критериями.
Отсутствие карикатурности в образе
игрушки
Малыш нуждается в правдивом,
достоверном и одновременно образном отображении
мира. Именно такая картина является основой
адекватного восприятия себя и окружения в
дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому
смешным, может огорчить или напугать ребенка.
Естественность и плавность движения
игрушки
Что означает принцип естественности
движения для динамической игрушки? Игрушечный
крокодил, к примеру, не может быть «верхолазом».
Карабкающиеся движения для него
противоестественны. Или взять гусеницу, издающую
при движении громкий треск. Так может двигаться
трактор или танк, а не гусеница.
Плавность и целесообразность движения
игрушки
Бабочка-каталка должна плавно и
бесперебойно взмахивать крылышками. Если у нее
западает крылышко, то она «не может летать».
Красота движения игрушки этим разрушается,
разрушается динамический образ.
Прочность игрушки
С этой точки зрения несомненные
преимущества имеют игрушки, изготовленные из
природных материалов. Они прочнее и лучше
поддаются ремонту (дерево можно склеить,
подточить, нарастить, а ткань — зашить).
Возможность игрушки «расти» вместе с
ребенком
Игрушка, по мере взросления ребенка,
может включаться в сюжетные игры в качестве
персонажа (человечки, животные) или
предмета-заместителя (мяч, волчок).
Чрезвычайно важно помнить о том, что после
покупки и вручения игрушки ребенку миссия
взрослого на этом не заканчивается! Всякая
игрушка — это повод для общения с малышом, для
совместного открытия мира и изобретения
интересных игр.
|