Как выглядит бог и нужно ли его бояться?
Это неправильно надеяться на то, что ребенок
вырастет и сам разберется с вопросами веры. Конечно, повзрослев, он
будет разбираться с ним и без вас. Но не сообщить ему минимум
мировоззренческой информации – значит оставить его один на один с
проблемами жизни, смерти, смысла всего происходящего на земле. В конце
концов, любой ребенок захочет узнать, почему одни люди ходят в церковь,
крестятся, а другие вроде делают то же самое, но местом их воскресных
визитов является мечеть.
Справка для родителей
Если в 1980-х годах уровень религиозности в городах
составлял 10–20 %, а в сельской местности 25–30 % и выше (в среднем
где-то порядка 20 %), то исследования начала 1990-х годов показывают
рост уровня религиозности до 40–45 %, а в конце 1990-х годов – до 60 %. В
последнее же время наметился отток прихожан. В Государственном реестре
Минюста сегодня зарегистрировано более 20 тысяч религиозных организаций,
представляющих около 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и
деноминаций. Более половины из них объединяют православных христиан.
Вторая по популярности религия в России – ислам.
Итак, на территории нашей страны, основными
религиями является православие и мусульманство. Мусульманского Бога
зовут Аллахом. Если вы цивилизованный человек, то сравнение религий и
верований вы ни за что не проведете в негативном ключе – одна лучше, а
другая хуже.
Вот что говорят мудрые родители:
– Просто православие ближе нам: наши бабушки и дедушки
верили в христианского Бога, он поддерживал их в трудную минуту, хранил
их от бед и позволял отвечать на самые важные вопросы.
– Даже если у людей не было достойного защитника в семье
и никто не мог дать ему совета, всегда был такой авторитет, который, по
крайней мере, думал о бедном человеке и вразумлял его.
– Бог – это надежда на защиту и на то, что все проблемы разрешатся благополучно.
– Бог – это родной, светлый человек. Он справедлив и силен. «Бог – это дед Мороз»…
Да-да, одна из моих знакомых мам так и объясняла своему шестилетнему сыну:
– Когда-то люди придумали Деда Мороза. Ты же веришь, что
Дед Мороз – это очень хороший дедушка, который помнит обо всех детях и
готовит всем им подарки?
– Никакого деда Мороза нет. Сашка сказал, что подарки
дарят родители. Вы мне подарили мои любимые конфеты и диск с игрой,
которую я просил.
– Трудный вопрос. Я тоже никогда не видела деда Мороза
после того, как выросла. Но думаю, он и не приходит к большим детям.
Знаешь, почему?
– Потому что они противные и плохо себя ведут?
– Почему это? Очень даже хорошие ребята есть и ведут себя замечательно.
– Потому что они не дураки?
– Это точно. Но главное не в этом. С 10–12 лет каждый
ребенок переходит на другую ступень. Он становится ближе к деду Морозу и
сам начинает делать то, что делают все деды Морозы. Готовить и дарить
подарки, заботиться о детях – это самая прямая их обязанность.
– А если я не хочу это делать?
– Как хочешь. Но тогда к твоим детям никогда не придет никакой дед Мороз.
– Но ты же все равно будешь дарить им подарки?
– Кому, внукам? Конечно, буду. И ты будешь, и твоя жена будет. Только все дети все равно ждут деда Мороза и Снегурочки.
Это один из первых разговоров о сверхъестественных
силах в нашей жизни. После такого разговора легко перейти к разговору о
Боге. Даже если вы атеист и не считаете нужным вообще заморачиваться по
этому поводу, как образованный человек вы не будете отрицать значение
мифологии в формировании личности ребенка. Смысл ее не в том, чтобы
одурманивать его («религия – опиум для народа» и все такое прочее), а в
том, чтобы формировалась целостная личность, во внутреннем пространстве
которой все персонажи определены и договариваются друг с другом. Есть
такие вопросы, на которые нельзя ответить однозначно и прямо, какими бы
правдивыми мы не хотели быть перед нашими детьми. Можете ли вы ответить
на вопрос, что такое любовь? Но вы точно сможете рассказать десяток
историй о хорошей и плохой любви, о том, как она может вдохновлять и
унижать. И о том, как трудно разгадать все ее тайны и избежать всех
ловушек. Любовь, Бог, Жизнь – самые большие и трудно постижимые проекции
личности человека. Говорить о них можно и нужно долго, раскрывая разные
стороны как для себя, так и для ребенка. Дед
Мороз – хорошее начало. Сказки, несмотря на их языческое содержание –
это первый уровень обобщения жизни, доступный ребенку. Моя французская
коллега Одиль Каррэ исследовала влияние сказок на психику ребенка и
установила, что они оказывают колоссальное психотерапевтическое
воздействие как на самого дитя, так и на его отношения с человеком,
который рассказывает сказку. Сам по себе процесс рассказывания
успокаивает и одновременно питает детский ум. Сказка позволяет проживать
вместе с ребенком тысячи ситуаций – сложных, опасных и радостных. Она
делает нас ближе с нашими детьми, сохраняя таким образом не только
целостность личности ребенка, но и единство семьи.
Еще один образный «прототип» Бога – добрый Волшебник.
Волшебники населяют разные сказки. Кажется, в наших отечественных
сказках мир предстает более враждебным, чем, может, стоило бы. У нас
везде то Баба-яга, то Кощей, то Леший, то Соловей-разбойник. Но
американские психоаналитики ставят в пример именно русские народные
сказки, где злых персонажей не нужно бояться – с ними нужно
договариваться, а если надо, то и бороться и обманывать их. В каждой
душе живут не только светлые персонажи, но и темные. Как и в жизни.
Русские сказки, считает известная психоаналитик Кларисса Эстес,
позволяют развивать интуицию ребенка, тренировать его инстинктивную
сферу. В жизни полно ситуаций, которые требуют колоссального напряжения
внутренних ресурсов, разрешить которые можно только интуитивно,
полагаясь, если хотите, на свой собственный острый нюх. Трудно не
согласиться с Эстес. Помните: направо пойдешь, налево пойдешь, прямо
пойдешь?.. Волнительный момент. Типичная, между прочим, жизненная
ситуация.
Итак, сказки – еще одна ступенька на пути к разговору о важных и мировоззренческих темах.
– Так как же прямо ответить на вопрос о том, есть Бог или нет? – спрашивает родитель.
– Утвердительно. Он есть! Однозначно нужно отвечать, что
есть. Хотя бы потому, что на сегодняшний день большинство жителей
планеты уверены в его существовании. А является он идеей, живым
существом или сущностью жизни, ребенку предстоит решить позже самому.
Можно ответить более точно: «Большинство людей думает, что Бог есть, и
это помогает им жить».
Отвечая на вопросы ребенка, важно не закрывать тему, а
озадачивать его и оставлять возможность для других вопросов и
рассуждений. Это значит, что мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы
честно признаться: «Я пока не могу ответить на этот вопрос. Давай
подумаем вместе…»
К сожалению, директивные методы воспитания, принятые у
нас в семьях, приводят к противоположным результатам: часто ребенок
больше никогда не обратится к вам с вопросом, который ему так тяжело
дался.
|