Надо ли объяснять детям, что такое секс? Одни родители предпочитают
умолчание и деликатный обход этой темы стороной, другие —
спокойно объясняют детям сами или с помощью соответствующей литературы,
третьи (в том числе, некоторые несознательные бабушки) —
заламывая руки, кричат о растлении, что «им ещё
рано» и «придёт время — все
узнают».
Нет ничего позорного в том, как у нас получаются дети, и тем более в
изучении своего тела. Всем нам пора заставить себя морально подрасти,
ведь мы сами должны стать более зрелыми в сексуальном плане, чтобы
помочь нашим детям, потому что от нас зависит их будущее. Помните, что
знания - это защита.
Сегодня вы и шагу не сделаете, чтобы не получить порцию секса в той или
иной упаковке. Когда ребенок приходит из школы и по-секрету
рассказывает, как мальчик из параллельного класса на перемене
изображал секс и все хихикали. Или когда включая вечером телевизор
трудно отыскать канал, где бы не было постельных сцен, и даже Animal
Planet не позволяет расслабляться, поскольку лев забирается на
львицу с весьма однозначным намерением. Или когда в
супермаркет легко можно обнаружить малыша у стенда с журналами,
увлеченно рассматривающего абсолютно голую блондинку в глянцевом
порно-журнале - все это неизбежно в мире в котором мы живем. Нельзя
же заткнуть ребенку уши, закрыть глаза, запереть
дома и спрятать от всего.
В разных культурах существуют различные традиции знакомства
подрастающего человека с сексуальной сферой и его будущими
возможностями. «Примитивные народы» проводят своих
юношей и девушек через ритуал инициации. У более развитых народов
знание о сексе передавалось подросткам жрецами в совершенно особой
атмосфере – ибо знание это считалось священным. К сожалению
цивилизация сыграла в нами злую шутку, сделав запретной и неприличной
тему секса, отбросив нас назад на пути просвещения. Но времена
меняются, и в сегодняшнем обществе к сексуальному просвещению подходят
со всей серьезностью. Серьезность эта вызвана высоким уровнем
подростковой беременности и подростковыми венерическими заболеваниями,
среди которых значится и СПИД.
Объясните ребенку все подробно и с полной ответственностью, просто для
того, чтобы помочь ему сохранять адекватность и уберечь от возможных
жизненных трагедий. Ведь если этого не сделаете вы, то ребенок узнает
об этом со стороны, а в каком виде – это уж как повезет
данному конкретному ребенку
Часто родители заявляют, что им важнее знать, ЧТО и КОГДА следует
говорить ребенку, а уж с тем, КАК это делать, они со своим ребенком и
сами разберутся. Однако психологи отмечают, что в таком тонком деле,
как разговор о сексе, форма подачи информации (то самое КАК) играет
очень важную роль.
О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации.
Ребенок с самого рождения является сексуальным существом. Он получает
особое удовольствие от сосания груди и телесного контакта с
родителями, он исследует свое тело и находит эрогенные зоны. Во многом
детское отношение к телу, телесному удовольствию, сексу и продолжению
рода будет зависеть от того, какой образец реакции на все эти явления
преподнесут ему взрослые. Очень много информации передается невербально
и самим умолчанием – ведь любое умолчание очень даже
наполнено. Дети великолепно чувствуют, как некоторые вещи заставляют
родителей напрягаться. Они впитывают родительское отношение к телу
через прикосновения - с тех пор, как их носили на руках, гладили,
купали, обнимали. Они считывают родительские реакции по микрожестам,
мимике, а также микрозапахам гормонального происхождения, которые
отражают наши эмоциональные состояния и воспринимаются бессознательно.
И если целующиеся мама с папой при внезапном появлении ребенка нервно
вздрагивают, если они игнорируют специфические вопросы и торопятся
переключить внимание ребенка с двух смешных собачек на лирический
пейзаж, - то скорее всего, в более старшем возрасте во время случайных
постельных сцен по ТВ ребенок будет бегать на кухню «попить
водички». Да и в дальнейшем ему придется приложить
усилия, чтобы более свободно и радостно воспринимать сексуальную сферу.
По наблюдениям психологов, если у родителей нет особых сексуальных
комплексов, то и дети воспринимают эту сферу также очень естественно и
спокойно.
Очень важно познакомить детей с физиологией, с "наукой о теле". Может
быть, они никогда не совершат полового акта, но тело, о котором надо
заботиться, будет у них всегда, а половая гигиена ничем не хуже гигиены
питания. Сказать детям, что зачатие наступает в результате полового
акта, это не то же самое что учить их заниматься сексом. Секс
и половые сношения - это занятие только для взрослых. И многие дети
очень рады это слышать и отвечают: "Я никогда не буду этого делать".
Чтобы лучше понять ребенка и чтобы ребенок при этом мог понять вас,
дайте ему «для общего развития» попробовать каплю
вина или чуть поперчите еду в его ложке. Ребенок сморщится: какая
гадость! И как вы, взрослые, это едите-пьете? И вам еще это нравится?
Просто инопланетяне какие-то, – мог бы подытожить маленький
человечек. Вот примерно так же он относится и к сведениям о том, что
взрослые «соединяются писями». Это же
негигиенично… и глупо. Хоть и хочется от этих сведених
похихикать, но взрослые этим занимаются. И если они считают это
нормальным и не испытывают особого стыда или вины, информируя об этом
ребенка (а ребенок легко распознает родительское напряжение), то
значит, это можно принять к сведению. Не понять – так просто
запомнить
В первый раз ребенок узнает о сексе не тогда, когда начинает задавать
вопросы "откуда я взялся", а когда мать и отец стоят над кроваткой
грудного младенца - обнявшись. Когда они не стесняются своей нежности и
ласки, тяги друг к другу. Как говорится, лучшее, что может
дать отец
своим детям, - это любить их мать. В определенное время
ребенок начинает воспринимать полоролевые отношения, относить
себя к определенному полу и в связи с этим задает вопросы.
Как правило, в 1,5 - 2 года малыш начинает изучать свое тело и
"добирается" до интимных зон, начинает их трогать, теребить, гладить,
чем сильно нервирует своих родителей. Для малыша интерес к сексу и
всему, что с ним связано, вполне естественное дело. Они не делают
различия между собственными ручкой, ножкой, попкой и половыми органами.
И изучая себя, ребенок не может обойти вниманием и деликатные части
своего тела. Не мешайте ребенку удовлетворят свой интерес и не
акцентируйте на этом внимание. Если не зацикливаться, то, изучив
особенности своего тела, малыша перенесет свой интерес на что-то
другое, например, на строение тел сверстников противоположного пола.
Задумываться о том, что предшествует рождению и как все происходит,
ребенок начинает лет с 3-4, в возрасте "почемучек". Если ваш 3-летний
сын интересуется, почему он ходит в туалет не так, как девочка, можете
быть уверены: он развивается соответственно возрасту и в меру
любознателен. Примерно с этого возраста дети начинают различать друг
друга по половому признаку. Моментом, когда ваш малыш спрашивает о
таинстве появления на свет, надо пользоваться. В противном случае он
попытается получить ответ из других источников - начиная с фильмов и
кончая "экспериментальными играми" с другими детьми.
Когда ребенок спрашивает: как появился я, как и откуда взялся
братик, котята, рыбки, – это вопрос не столько о
половых гаметах, оплодотворении и родовом канале, сколько о тайне
жизни, о душе. "Откуда я взялся? – ведь сначала
меня не было. Вообще. Что позволило мне появиться?" И когда
мы, таки, пускаемся в рассказы о том, как сынок или дочка выросли из
маленькой крошечки у мамы в теплом животике, может быть, стоит прежде
всего вспомнить и попробовать сказать о той силе, которая позволила
этой крошечке в животе закрепиться и начать расти. Чтобы малыш знал,
что сначала была любовь, желание жить и давать жизнь, желание расти и
заботиться. А почему так? – а потому что это наш,
человеческий способ жить на земле, по другому не получится. Только вы
сможете объяснить своему ребенку, что таинство зарождения человеческой
жизни - это прекрасно. Что на любви построена вся жизнь. И что есть
вопросы, которые лучше обсуждать не в приятельском кругу, а с вами,
родителями. Потому что вы произвели на свет его самого, а значит,
имеете Опыт и сможете рассказать обо всем достоверно...
Истории: Помню, лет в 5 спрашиваю маму: «Мааам, а
откуда я у
вас?» - мама закатила глаза и отвечает: «Я тебя в
магазине купила!» - «Как?? - говорю, - Пошла и
купила?? Есть такие специальные магазины?? Что-то я никогда не
видела…» - «А это магазины только для
взрослых», - «Ааа…» - а сама
думаю: ничего себе – в магазине купила. И Лешу, братика
моего? Как колбасу какую-нибудь. А она сама выбирала или вместе с
папой? И почему меня…Свезло мне – кто-то ведь так
в магазине и остался на полочке сидеть. А она хоть мне обрадовалась?
Или сразу в сумку сунула по-деловому.
Телесное удовольствие доступно ребенку с самого рождения. И когда он
осваивает речь, он пытается говорить об этом. Он говорит о том, что его
по-своему возбуждает, указывая на те зоны тела, которые связаны со
смутным удовольствием. Конечно, трехлетний кроха не может
остановиться в задумчивости и сказать: «Странное дело
– я чувствую прилив сил, приятный зуд и щекотание в области
пениса, когда играю им, и в области ануса, когда мама моет мне
попу…» Но ребенок выдает это, например, в форме
радостных дразнилок, рисунков или поделок.
Смутные сексуальные фантазии будоражат ребенка с раннего возраста, они
являются важной частью взросления, помогая открывать и развивать
собственную сексуальную идентификацию, жизненно важную часть своего
«Я». И уже в детском саду малыши способны к
«тонкому эротическому чувству».
Так что пусть дети фантазируют – в конце концов, фантазии,
связанные с половыми органами, занимают у них совсем немного места. И
когда ребенок понимает, что у взрослых с этими зонами тоже связано
какое-то странное удовольствие, он успокаивается от осознания
– вовсе не обязательно ясного осознания, - что у него
«все как у взрослых», то есть, все в порядке.
Когда ребенок проговаривает или изображает объект своего специфического
любопытства – он находит выход своей детской сексуальной
энергии. Поэтому не стоит строго бранить его за использование
«анально-генитальной» лексики и выказывание
интереса к этой области. Иначе можно подавить, исказить поток детской
сексуальности – и тогда уже она будет с трудом искать себе
выход, возможно, обращаясь различными формами жестокости, в том числе и
направленной на себя. Лучше всего мягко, но настойчиво объяснять,
что разбрасываться «какашками» и
«пиписьками» неприлично, не принято, некрасиво.
Точно так же, как ходить голыми при чужих, или отправлять прилюдно свои
надобности, или ковырять в носу у всех на глазах. Во всем этом нет
ничего плохого-нехорошего, но это интимные вещи, они не касаются
посторонних.
У младших школьников и подростков, в отличии от детсадовцев, эта тема
обозначается уже вполне четко и занимает гораздо больше. Поэтому будьте
готовы к новым любопытным возрастным явлениям. Эротический фольклор,
заимствованный в основном у старших или более
«просвещенных» детей в школе, во дворе, в летнем
лагере обучает детей теоретическим основам половой жизни, которые при
декламировании воспринимаются в детстве как сама эротическая практика
или подступы к ней. Многим детям это кажется смешным и смелым, через
декламирование они «выпускают пар», находят выход
безрадостному томлению и форму своему протесту. Поэтому не имеет смысла
отбирать у детки «последнюю радость» и морально
бить по губам за подобные вирши, похабные анекдоты или употребление
мата, если вы все это случайно от него услышите. Но в любом случае,
детский эротический фольклор – явление возрастное, а значит,
временное.
Некоторых деток похабные песни, анекдоты и мат обходят стороной или
хотя бы не липнут к ним. Но при этом у многих отроков пробуждается
особый интерес к эротическим изображениям. Речь идет не о порнографии,
а о фотографиях или рисунках, воплощающих образ
эротического-романтического героя (который призван постепенно заменить
родителей и в паре с которым ребенок находит себя) или эротических
ситуаций, возбуждая чувства и фантазию ребенка. Так на стенах детских
комнат появляются постеры и вырезки из журналов с новыми героями и
героинями. Разглядывание эротических изображений по существу заменяет
практику. Поэтому плакат с какой-нибудь группой
«Корни» на стене - это «святое»
и не подлежит критике.
Некоторые дети со стремлением к системности, предпочитают знакомиться с
темой секса на материале всяческих энциклопедий, медицинских схем и
фото. Изучая специальные книги, они понимают, что с ними происходит,
какие возможности перед ними открываются, как устроены их половые
органы и что нужно делать, чтобы не ..., и куда бежать, если
... . Подобное чтение тоже воспринимается как подготовка к практике и
очень успокаивает, снимая естественный подростковый эротический зуд. И
хотя далеко не каждый ребенок с упоением возьмется за третий том
учебника для вузов с разделами о размножении (а лучше поставит кассету
со шведским порно, пока никого нет дома), но в любом случае,
«Энциклопедия сексуальной жизни для подростков» в
вашем доме совершенно точно не будет лишней.
Что касается порнографии, что в нежном отроческом возрасте она еще не
вызывает у ребенка особого интереса, а если и попадает на глаза, то
употребляется скорее в качестве любопытного информ-листка (по типу:
«и такое бывает»), чем эротического стимулятора. Но
по мере созревания порнография привлекает все больше внимания, и
13-14-летние подростки уже вполне могут заинтересованно лазить на
порносайты – в частности, затем чтобы сформировать
представление об устройстве органов противоположного пола и техническом
разнообразии полового акта. Что касается просмотра
эротических кассет, то самый идеальный вариант - не прятать от них
фильмы такого рода, не запрещать говорить о них и не стыдить подростков
за это. Тяга к эротической информации в период подростковой
гиперсексуальности естественна, и если вы будете накладывать свое
родительское вето, детки посмотрят фильм у друзей - да еще с их не
всегда удачными комментариями. Так что самое лучшее в том смысле -
подрастающим детям смотреть такие фильмы ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ. За
рубежом на кассетах такого рода часто именно так и пишут: "Запрещается
просмотр подросткам в отсутствие родителей". Однако совместный просмотр
подобных фильмов с детьми-подростками можно рекомендовать только тем
родителям, которые уверены в адекватности своей реакции. Ведь родители
именно затем и нужны на этом просмотре, чтобы дать всему происходящему
здоровую оценку и ответить на возникшие вопросы.
Подростковый возраст – один из сложнейших этапов жизни: это
время гормональных бурь, которые влекут за собой эмоциональные штормы,
время постоянных изменений и попыток понять такого нового себя. В этот
период ребенок уже отчетливо начинает сознавать, что мама с папой
– совсем не боги. Именно в этом возрасте человек зачастую
опускается на такие глубины отчаяния и одиночества, каких он не
достигал раньше и не достигнет впоследствии: бывает, что многие месяцы
пубертата ребенок проживает словно бы во сне, зато потом может попросту
не помнить этих ужасов взросления. И именно в этот период у него
оформляется половое желание, а также – в силу естественного
роста – возникают очевидные возможности для его реализации.
И чтобы подготовить ребенка к этому тяжелому периоду очень важно
привить ему мысли о совершенной естественности и желанности возрастных
изменений, физических и психологических. Почему-то дети стабильно
радуются своему росту, заметному по отметкам на комнатном ростомере,
позже с подачи родителей гордятся выпадением молочных зубов, но когда
дело доходит до осмысления своего полового становления и появления
новых волосков и выпуклостей, а также более явных, зовущих желаний, -
ребенок часто остается наедине со своим смущением. А порой и страхом
или протестом. Именно поэтому когда вы будете заговаривать с детьми об
особенностях их взросления, успокойте их, что это хорошо и
правильно, хоть и странно для них. Чтобы ребенок воспринимал изменения
с определенной готовностью, а не как неизбежное зло. Информированность
и приятие перемен способны снять с плеч подростка определенный
психологический груз, а для подростка такое облегчение дорогого стоит.
Подростки хотят, чтобы вы с уважением относились к их рассказам и чтобы
вы "выслушали историю до конца перед тем, как начать пилить". Если это
история про друга, который совершил что-нибудь глупое или опасное, то
перед тем, как высказать суждение, проявите сочувствие; Что-нибудь
вроде: "Ой, бедняжка, как же это могло случиться? И что теперь с ним
будет?" Помните, что если ваш подросток допускает вас в свою
жизнь, то
это самый большой комплимент, который он может вам сделать.
Очень
многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими
взрослого, который всегда рядом с ними и может их выслушать.
У подростков есть восхитительное качество - те из них, кого правильно
учили и кто не подвергался сексуальной эксплуатации или смог преодолеть
ее последствия, проявляют такой оптимизм и радость по поводу своих
будущих любовных отношений и брака, что на это приятно посмотреть. Они
уверены в себе, не боятся задавать вопросы; все, что они делают,
пронизано здоровой любознательностью, и их оптимизм передается
окружающим. Они воодушевляют.
Психологи считают, что навязчивое вмешательство родителей в сексуальную
жизнь ребенка чревато недобрыми последствиями, потому что когда ребенок
подрастает и хочет выйти в большой мир, зажить своей жизнью, для этого
ему нужно психологически отделиться от родителей. И одним из
главных механизмов такого отделения становится секс. Сексуальность
выросшего ребенка – часть его личной силы, с помощью которой
он находит себя среди людей, находит партнера, с которым он будет
строить свое житье и продолжать род.
Если в детстве родители проникли в сексуальную жизнь зависящего от них
ребенка и ухитрились грубо впечататься в нее, осуществляя
«моральное сексуальное насилие»: например, жестко
наказывают за мастурбацию, критикуют или осмеивают влюбленности
ребенка, пренебрежительно или негативно отзываются о его половых
органах или половом развитии, обильно рассказывают о своем сексуальном
опыте или страхах и тревогах по поводу половой жизни. Тогда позже
родители могут незримо присутствовать в сексуальной жизни уже выросшего
ребенка, словно стоять за его плечом, не позволяя ему почувствовать
себя большим и самостоятельным. А это ему жизненно необходимо. И тогда
взрослый ребенок может начать бороться и резать по живому: либо по
родителям, либо по сексу, возможно, по себе, а чаще – по
всему сразу.
Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
Все дети сексуальны с рождения! У маленьких мальчиков даже в
грудничковом возрасте бывает эрекция, это подтвердит любая мама. А
значит, идея "ждать, пока ребенок вырастет" нелогична.
Один старый педиатр так советовал рассказывать маленьким о
сексе. Они
уже все равно знают, что внизу живота люди разные. Так вот, у папы-
трубочка, а у мамы - дырочка. У папы есть очень маленькие дети, но они
в папе расти не могут. Для этого папа своей трубочкой пересаживает его
маме в живот, и он там растет, а потом, когда вырастает большой, то
вылезает наружу.
Информировать ребенка в вопросах секса и полового размножения сегодня
просто необходимо. Предупрежден – значит, вооружен. Но вопрос
в том: как предупреждать?
Родитель должен информировать ребенка корректно и по
возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных
фильмов),
подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию. Информацию
стоит упрощать и дозировать для того чтобы ребенок не запутался и не
был оглушен странными для него образами.
Психологи знают от детей, что часто родители рассказывают им то, о чем
они и не думали спрашивать, и это лишь путает, а порой смущает. Давайте
маленькую порцию корректной информации и ориентируйтесь на реакцию
ребенка. Если малыш «ушел переваривать» данные или
удовлетворился ответом и переключился на что-то другое – то
оставьте его в покое. Если малыш уложил ответ в голове и уже задает
новый вопрос, углубляя тему, – вот тогда можно продолжить
обсуждение и дать еще небольшую порцию информации.
Какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задал ребенок, никогда
нельзя
сердиться! Дети и подростки больше всего боятся гнева
родителей.
Сегодня даже самые стеснительные родители могут дать своим детям
адекватную информацию об их появлении на свет и сексуальных отношениях
между людьми. Если родитель не может подобрать нужных слов, если он не
в силах заставить себя набросать нехитрые схемы и рисунки, то на помощь
ему могут прийти детские сексуальные энциклопедии, книги и
видеоматериалы, посвященные вопросам деторождения, секса,
полового
развития. Можно листать странички или просматривать видеоряд вместе с
ребенком, можно и попросту вручить источник знания детке с надеждой,
что просматривая его раз за разом, он все замечательно усвоит.
Специальные издания хороши тем, что информация в них подается в той
форме и объеме, которые соответствуют определенному возрасту.
То, как дети могут отнестись к информации, преподнесенной в книжке, во
многом связано с невербальной информацией о теле и поле, которую
ребенок впитал с малолетства - одни листают книгу с
интересом, других какое-то время шокирует ситуация вокруг пола и
деторождения.
Если вы не можете сразу придумать, как ответить, скажите об
этом. "Мне
нужно время, чтобы подумать, я обещаю поговорить с тобой об этом после
ужина", - или еще когда-нибудь. Пожалуйста, не надейтесь, что больше
они вас не спросят. Если ребенок не спрашивает, сами поднимите этот
вопрос, если надо, то объясните ему причину своего беспокойства. "Мои
родители никогда не разговаривали со мной на эту тему, но я рад, что ты
спросил, и постараюсь как можно лучше ответить на твой вопрос".
Неловкость
можно преодолевать также, переводя
разговор в научное
медицинское русло – таким образом тема своеобразно
механизируется, и становится легче передавать нужную информацию. Самый
простой способ избежать смущения и в то же время
постепенно донести до
ребенка все необходимые сведения – выдавать ему информацию
маленькими порциями, выражаясь простыми честными словами, не углубляясь
в дебри и не пускаясь в рассуждения. Если ребенок почувствует ваше
стеснение, у него может возникнуть впечатление, что его появление на
свет в частности и интимные отношения между людьми в целом –
это нечто нехорошее и запретное.
Ребенок может быть смущен не меньше взрослого
, и он
тоже преодолевает
себя, чтобы обсудить интересующий вопрос. Часто детки
трепетно берегут психическое здоровье родителей, видя их стеснение и
напряжение, поэтому лучше расслабиться и аккуратно выдать информацию,
ибо излишнее родительское напряжение может только встревожить ребенка и
отвадить его от подобных разговоров.
Если в оживленном парке при большом скоплении народа 6-летний малыш
спросит у вас, что такое клитор не надо смущаться и падать в обморок.
Отведите его в сторонку и мягко объясните, что это часть женского тела,
которая находится в таком месте, о котором не принято говорить при
людях.
Главное, сколько бы раз ваш ребенок ни задавал вам свои
сокровенные
вопросы, всегда отвечайте ему спокойно и уверенно
.
Всегда хвалите ребенка за проявленную зрелость и
давайте ему понять,
что вы ждете от него хороших манер. В то же время не ожидайте, что у
него всегда это будет получаться. Все мы любим рассказывать новости,
передавать сплетни и делиться потрясающими новыми открытиями. Эти вещи
являются солью человеческого общения не только для взрослых, но и для
детей. Новые сведения про вульву (собирательное наименование женских
наружных половых органов) могут быть и забавными, и захватывающими для
ребенка, и он вполне может поделиться хорошими новостями с кассиром в
универсаме, переполненном народом. Не обращайте внимания на ухмылки, на
полные ужаса взгляды и смущенные красные лица людей, стоящих в очереди
за бакалеей. Гордитесь тем, что ваш ребенок информирован, а значит,
защищен. И когда наконец все наше общество дорастет до сексуальной
зрелости, никто больше не будет смущаться или расстраиваться по поводу
естественного детского любопытства и желания поделиться с другими.
Взрослые редко отказывают подросткам в поддержке и понимании, но часто
бывает, что они не в состоянии оказать им поддержку в достаточной
степени из-за, собственной незрелости. Характерным примером этого
является родитель, который говорит: "Да, я пытался с ним поговорить
(или дал ему книжку), но он был так смущен, что я тоже застеснялся и
бросил эту затею". Если вы пытались начать разговор на кухне, а он
сказал: "Это слишком непристойно, я ухожу", то знайте, что лучшее место
для разговора с детьми от 10 до 20 лет - это автомобиль, где вашим
слушателям некуда деться. Конечно, они могут заткнуть уши, обозвать вас
ненормальным или три часа подряд молча смотреть в окно, но вы все равно
продолжайте говорить. Они никогда не забудут эту поездку в машине, да
и вы - тоже. Некоторым отцам хорошо удавались разговоры в лодке во
время рыбалки. Детям некуда деться, ведь они не могут ходить по воде!
Другие рассказывали о дискуссиях у костра или в палатке и даже о
разговорах во время уборки в гараже (при этом заняты руки и можно не
встречаться взглядами)! Не пропустите ни одного момента, подходящего
для обучения. Говорите, и дело будет продвигаться.
"Когда мальчику в 5 лет на вопрос о целующихся людях ответили,
что это
"особенности взаимотношения полов", - он завис."
Начнем с того, КАК НЕ НАДО рассказывать ребенку о сексе:
* не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе
послушного
ученика и говорить: «Пришло время тебе узнать о
сексе. Минус
«больших разговоров» в раннем возрасте заключается
в том, что ребенок попросту еще не уложит в голове все данные, то
ребенок постарше уже будет «все знать». Но тем
родителям, которые в силу собственных соображений склоняется к методу
большого разговора, стоит посоветовать прибавить к разговору еще и
соответствующую книгу, чтобы ребенок – уже читающий ребенок
– мог сверяться с этим источником и постепенно прояснял для
себя картину в целом.
* не надо мяться и краснеть, словно ребенок своим
вопросом застал вас
самих за чем-то неприличным; не надо начинать хихикать и делать большие
глаза; интерес ребенка - естественный, он воспринимает эту
часть жизни
безоценочно, а наша реакция окрашивает его в те или иные
эмоциональные
тона ("нормально", "стыдно", "плохо", "грязно" и т.д.). Если малыш
встретит негативную реакцию взрослых, то в дальнейшем будет относиться
к проявлениям своей сексуальности так же - как к чему-то стыдному,
плохому и грязному.
* не надо рассказывать сказки про аистов, капусту,
специальные уколы, магазины, канибалические сказки с поеданием
зародышей и пр. Ложная информация опасна не только тем, что может
запутать всю понятийную сетку. Она способна глубоко впечататься и
направлять ожидания ребенка, отражаясь на его поведении как в детском ,
так и во взрослом возрасте. не заниматься мифотворчеством и не
рассказывать отпрыску сказок об аистах, капусте или магазине, в котором
его якобы купили. Таким образом родители попросту дискредитируют себя.
* не надо окрашивать ваш разговор в специфические тона,
нагнетать
особые эмоции; и вообще, не надо транслировать свои чувства, если
ребенок об этом не спрашивает отдельно;
* не надо замалчивать эту тему, отговариваясь
избитыми фразами типа:
«Это тебе еще рано», «Подрастешь -
узнаешь» или, вообще: «Где это ты нахватался таких
вопросов?» Особенно когда это имеет другой
подтекст: "Отстань" или "Пойди вон". Потому что ребенок просто пойдет
удовлетворять свое любопытство в другом месте и из других источников.
* не надо затягивать разговор о сексе; ребенок
способен сосредоточиться
на 3-7 минут, и лучше оставить его «дожевывать
мысль», чем утомить своей дотошностью;
* не надо делать из секса культ, снабжая ребенка
тоннами
«предохранительной информации во избежание»,
шокируя его сильными образами, к восприятию которых он еще не готов;
* не надо «спрашивать урок»,
чтобы удостовериться,
что ребенок запомнил ваши наставления.
* не стоит навязывать ребенку общение на эту деликатную тему,
если он
этого не хочет. Лучше давать ему пояснения по мере возникновения
интереса.
Дети в 3, 5 и даже 7 лет еще не пытается понять систему в целом.
Ребенка в таком возрасте интересуют отдельные
«почему». Одно «почему» следует
за другим – с интервалом от нескольких дней до нескольких
месяцев, информация переваривается, сопрягается и постепенно ребенок из
всех добытых сведений веточка за веточкой выращивает стройное
«дерево» понимания сути вопроса. Вот почему важно,
чтобы отдельные «веточки» были для него полностью
ясны! От избытка информации ребенок может запутаться, начать
фантазировать – хотя это тоже не так страшно, позже он
обязательно прояснит ситуацию.
Дети очень любознательны и способны сами себе все разложить по
полочками, требуя у взрослых содержимого для новых полочек,
обнаруженных в системе.
"Вот вы знаете, когда рождается ребенок, пуповину перерезает
врач.
Кошечка пуповину перегрызает... А лошади????"
Значит, знает Соня, что лялька растет из клеточки маминой, когда папина
клеточка с ней соединится. Знает, что мама пьет таблетки, чтобы
клеточки не соединялись. И тут посреди троллейбуса до нее логически
доходит, что если про то, как лялька растет, она знает, а что делается
с клеточкой, из которой лялька не растет?
И если родителям не удастся ознакомить ребенка в первые 10 лет ее жизни
с темой секса и такими ее параграфами, как возрастные изменения половых
органов и начало их биологической работы, беременность, контрацепция и
ЗППП, то надеяться на полноценный разговор с 13-летним
подростком будет
несколько наивно. Конечно, необязательно проводить с малышом
семинар по
венерическим заболеваниям, но заинтересовать, указать направление и
обеспечить доступ к полноценным источникам информации –
просто необходимо, сегодня это прямая обязанность любящего родителя.
2-4 года:
Малыш обожает раздеваться, он в восторге от того, как устроено его
тело, он изучает его. Приблизительно в этом возрасте малыши
начинают
осознавать себя как мальчиков или девочек, и задаваться
вопросом «почему девочки и мальчики ходят в туалет
по-разному?». В этом возрасте ребенок
обычно задает вопрос: «откуда я взялся?». На это
можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и
тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Расскажите ему о
беременности и о том, что он получился из маминой и папиной клеточки.
Можно почитать малышу энциклопедию, показать картинки, где видно, как
ребеночек сидит в животе у мамы и чем отличаются мальчик и девочка,
мужчина и женщина.
Кроме того, ребенка стоит познакомить с конкретными
названиями половых
органов, что мужские и женские органы имеют свои
«серьезные
названия»: пенис или половой член, вагина или влагалище.
«Вот твоя ручка, но это не просто рука: вот запястье, вот
кисть, вот локоть. На ноге есть щиколотка, голень, колено. Видишь,
сколько у тебя всего! (часто дети приходят в восторг от такого своего
богатства). И для всего-всего есть свое название. Точно также есть
«серьезное название» для писи: сам
«краник» называется пенис, а мешочек под краником
называется мошонка, в мешочке-мошонке лежат два яичка. У девочек пися
устроена по-другому, она похожа на щелку и называется
вагина». На этом этапе ребенку еще не нужно говорить, что у
половых органов есть своя особая миссия – надо просто указать
на различие полов и дать гениталиям названия. Это технически облегчит
вам дальнейшие разговоры.
Если маленький ребенок спросит, чем отличаются мальчики и девочки,
можно ему сказать, что бывают мужчины, как папа, и женщины, как мама.
Женщины вырастают из девочек, а мужчины - из мальчиков. И это просто
два разных вида людей.
Отличное время для разговоров с малышами - перед сном, когда они
согласны на что угодно, лишь бы вы не уходили и не выключали свет. В
это время хорошо читать им книжку или отвечать на вопросы, заданные в
тот же день раньше, например в переполненном автобусе или за
рождественским обедом!
Вот вариант такой сказки на ночь: «Жили-были мама и папа. Они очень любили друг друга,
обнимались,
целовались и спали в одной кроватке. И вот они захотели, чтобы у них
был ребеночек. И у мамы в животе стал расти маааленький мальчик. И это
был Ванечка! Сначала он был очень маленький и сидел у мамы в животике
тихо-тихо. Потом Ванечка подрос, стал большооой, занимал уже весь
животик – и животик тоже стал большой. Мама и папа гладили
животик и Ванечку в нем, целовали его и разговаривали с ним. А потом
Ванюша совсем вырос и захотел выйти к маме с папой из живота. Под
животиком открылась специальная дверка и Ваня из нее вылез! Мама и папа
обрадовались, взяли Ванюшу на ручки, мама стала кормить его молочком из
тити. И все остальные тоже очень обрадовались: бабушки, дедушки, кошка,
– все сказали: «Здравствуй, Ваня!» А
потом Ваня еще больше вырос, научился бегать, разговаривать и сам есть
кашу ложкой – вот какой большой у нас мальчик!»
4-6 лет:
Ребенка очень интересуют физиологические различия между полами, в этом
возрасте одна из любимых детских игр –
«доктор». В этом нет ничего страшного, если играют
малыши одного возраста и занятие происходит без насилия. И все же,
постарайтесь переключить внимание детей на другие игры. Играя в
доктора, дети знакомятся с телом другого человека, получают
радость и удовольствие от телесного контакта со сверстником, изучают
отношения подчинения-контроля.
Именно в этом возрасте дети чаще всего задают вопросы о сексе. Но
вопросы эти еще размыты, неконкретны. Например, малыш может увидеть в
фильме любовную сцену и спросить: «Что они делают?»
- на такой вопрос достаточно ответить: «Они любят друг
друга». Вероятнее всего, немного погодя возникнет тема
«дети появляются, оттого что взрослые вот так вот любят друг
друга». Нередко на улице или в фильме ребенок видит
спаривающихся животных и задает вопросы. На такие стоит ответить
просто, не вдаваясь в подробности, что от этого занятия у них
появляются детки. Маленькие. У мам в животиках. Потом растут и выходят
наружу. У животных это занятие называется спаривание, у людей
– любовь или секс. На этом этапе ребенок просто связывает
такое вот совместное копошение с появлением потомства, ему еще в
большинстве случаев неинтересно и неважно, как это происходит
технически.
Для ребенка 4-5 лет вполне подходит объяснение о том, что маленький
человечек живет и растет в животе у мамы, и когда вырастает достаточно,
мама едет в больницу, где ребенка достают из ее живота, моют, одевают и
отдают обратно. Как правило, дети в таком возрасте не задаются
вопросами о том, как именно ребеночек туда попадает. Но если подобный
вопрос все-таки возникает, то ответ может выглядеть примерно таким
образом: папа дал маме семечку, мама ее проглотила, и через какое-то
время в животе у мамы из семечки вырос ребенок.
На вопрос "А как ребенок появляется на свет?" - можно ответить: "У мамы
внизу живота есть специальное отверстие, и через него при помощи
доктора малыш выбирается на свет". - "Я хочу посмотреть!" - говорит
ребенок. - "А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые
никому нельзя показывать". А заодно и спросить, знает ли он, какие
именно это места.