В предлагаемой статье собраны просьбы от имени ребенка, так или иначе связанные с
воспитанием.
Наряду
с просьбами, даны практические рекомендации и советы для взрослых.
Привет,
это Я и
мой своеобразный монолог,
в
котором я не только отстаиваю свои права, свой суверенитет, но и приглашаю вас,
взрослых, к диалогу и взаимопониманию. Все мои обращения пронумерованы, а
рядом, под таким же номером, практические рекомендации и советы для взрослых.
1
.Здравствуйте, а вот и Я!
Уважаемые
взрослые, я хочу задать вам один вопрос: «Скажите,
сколько, по-вашему, будет 1+1=?. Сколько, 2? А вот и нет. 1+1 будет 3, и я вам
это докажу. Смотрите, папа встретил маму и появился я,
а можно еще так написать: «ПАПА+МАМА=Я. Посмотрите
на рисунок, сколько нас? Вот и выходит, что в живом счете 1+1=3, согласны?»
2.Дети
желанные - дети здоровые!
В
наше время принято планировать беременность, а не полагаться на Божью волю в вопросах
деторождения. Если вы желаете
здоровья своему малышу, позаботьтесь заблаговременно о
его, а значит и о собственном здоровье. В идеале супружеская пара, решившая
обзавестись потомством, должна пройти всестороннее обследование. Гораздо легче заниматься
профилактикой, чем лечить болезни. Если хотите, ребенок должен приходить в этот
мир по формуле: «МЕНЯ ХОТЯТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ!»
3.
Пожалуйста, любите меня!
Дорогие
родители, помните, мы вместе не случайно, вы сами пригласили меня к себе в
семью. Прошу вас, не забывайте обо мне! Ведь я не могу существовать без вашей
поддержки и понимания. Но я не должен напоминать вам об этом. Вы согласны?
Любите меня не за что-то, а вопреки всему!
Принимайте меня таким, какой я есть! Ведь я кое в чем - ваше зеркальное
отражение, отражаю и любовь. Сколько любви я получаю, столько и возвращаю. Не
стесняйтесь проявлять свою любовь ко мне, дайте мне понять, что любите меня
несмотря ни на что. Безусловная любовь - основа наших добрых отношений.
4.Спи,
моя радость, усни!
Пожалуйста, не оставляйте меня 24 часа в сутки в
кровати. Вы заблуждаетесь, если думаете, что все время лежать легко. Я согласен ночью, но днем это очень сложно. Ведь
вокруг столько интересного!
5.Не
спускайте дитя с рук!
Следуйте
этому совету. И не стоит думать, что этим можно избаловать ребенка. Ведь в
вертикальном положении, на руках или в «кенгурушке» ребенок
будет получать гораздо больше впечатлений, нежели когда лежит в кроватке или
коляске. Ученые отмечают, что физический контакт имеет не только
психологический эффект - это важнейший стимулятор деятельности центральной
нервной системы. А народная мудрость гласит: «Кто
без призора в колыбели - тот весь век не при деле».
6.Не
обижайте меня!
Пожалуйста,
не говорите мне, оскорбительных слов. Пока маленький, и, просто не понимаю их
значения, и буду так же употреблять их по отношению к другим, а с возрастом
такие слова очень больно ранят сердце. Вспомните, как поется в, детской
песенке: «Если поросенком вслух
с пеленок
обзывают, баюшки-баю, даже самый смирненький ребенок превратится в будущем в
свинью...».
Или
говорится в стихотворении Н. Михалкова «Лапуся»:
Я
не знаю, как мне быть?
Начал
старшим я грубить.
Скажет
папа:
—
Дверь открыта!
Притвори
ее, герой!
Я
ему в ответ сердито отвечаю:
—
Сам закрой!
За
обедом скажет мама:
—Хлеб,
лапуся, передай!
Я
в ответ шепчу упрямо!
—Не
могу. Сама подай!
Очень
бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень
деда обожаю,
Но
и деду возражаю.
Я
не знаю, как мне быть?
Начал старшим я грубить.
7.Тише
едешь, дальше будешь!
Пожалуйста,
не повышайте голос на меня, потому что от этого я теряюсь и вообще перестаю что-либо понимать.
8.«Не
рычи!» и тебя услышат!
Запомните:
чем тише мы будем говорить, тем внимательнее нас будут слушать. Никогда не
повышайте голос на ребенка, от этого изменения к лучшему не очень
продолжительны. От крика у ребенка срабатывает инстинкт самосохранения и
ребенок отключается.
9.
Я вас боюсь!
Пожалуйста,
не угрожайте мне и не говорите страшных слов. Когда я их слышу, просто холодею
от ужаса. Чувствую себя ущербным, ненужным и нелюбимым, недостойным жить и быть
счастливым.
10.
Не угрожайте!
Каждый
раз, когда мы угрожаем ребенку: «Я тебя убью!» и
т.п., мы учим его бояться и ненавидеть. И
кого? Самых значимых и родных людей (маму, папу). Помните,
угрозы совершенно бесполезны - они не улучшают поведение ребенка.
11.Скажите,
а я-то здесь при чем?
Пожалуйста,
не надо воспитывать меня, когда находитесь в плохом настроении.
12.Не
срывайтесь на детях!
Плохое
настроение - это пагубный момент для принятия воспитательных воздействий. Но,
иногда бывают моменты, когда ваше участие необходимо. Тогда можно начать
разговор на очень низких тонах, чуть слышно, и раздражение незаметно уйдет.
13.Это
замечание или упрек?
Пожалуйста,
не думайте, что чем больше замечаний, тем больше внимания к моему развитию. Это
совсем не так. Во-первых, большая часть замечаний расценивается мною как
придирки, выражающие ваше плохое настроение. Во-вторых, немалую часть замечаний
я просто пропускаю мимо ушей.
14.
Поучают, поучают - надоело!
Пожалуйста,
не анализируйте мучительно долго мое поведение. Не требуйте немедленных
объяснений от меня, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему
поступаю так, а не
иначе.
15.Не
надо читать лекции!
Анализируя
поступки и действия ребенка, наши замечания должны быть краткими и
определенными, не морализируйте. Не надо читать целые лекции на моральные темы.
Вспомните: «А Васька слушает, да ест!» Установлено,
что под влиянием потока информации ребенок «отключается».
Это его единственный способ обороны,
который он быстро усваивает.
16.Это
всего лишь слова!
Пожалуйста,
дорогие мои родители, не принимайте близко к сердцу подобного рода фразы,
адресованные кому-либо из вас: «Я тебя,
ненавижу!». Я не имею буквально это в виду. Я просто
хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали. Это всего лишь ответный «укол»
на причиненную мне боль. Я люблю вас
всегда и несмотря ни на что.
17.Реагируйте
спокойнее!
Порой
из уст ребенка можно услышать: «Ты плохая (ой),
я тебя не люблю»
или еще хуже: «Я
тебя ненавижу!» Реагируйте спокойно на подобные
фразы. Это только всплеск эмоций, чтобы усилить нашу вину перед ребенком за
причиненную обиду. Это своего рода «отрезвляющий
душ», а его применение нужно для того, чтобы
показать нам, что мы поступили несправедливо. Ведь и у ребенка есть право на
собственные чувства и эмоции. Не подрывайте веру в правомерность его чувств.
Пройдет совсем немного времени и все будет по прежнему, так как дети, в отличие
от родителей любят нас невзирая ни на что.
18.Опомнитесь,
я не
груша для битья!
Пожалуйста,
не пользуйтесь превосходством своей силы над моей силой. Это очень больно ранит
душу и сердце. От жестокого обращения, я
вырасту либо забитым, робким, зависимым
безвольным, либо агрессивным по отношению более слабым.
19.Пожалуйста,
без рукоприкладства!
Физическое
наказание - одно из самых скверных, особенно по отношению к маленьким детям.
Эффект от телесных наказаний очень кратковременный. Ремень убивает в детском
сердце чувственность. Вспомните, как говорят: «Против
лома - нет приема, если нет другого лома» т.е.
против силы, всегда найдется другая сила. Мы стареем и слабеем, а дети
взрослеют и крепнут и, наверняка, нельзя в будущем ждать чего-то хорошего,
совершая сейчас воспитание при помощи превосходства своей силы. К тому же
насилие, тем более по отношению к ребенку, является уголовным преступлением.
Бывает, что ребенок может нам не очень нравиться, но учтите, что, в конце
концов, это ваш ребенок, ваши гены и ваше воспитание. И если вы его постоянно
бьете буквально за все на свете, то фактически вы избиваете сами себя и
расписываетесь в своем полном родительском и человеческом бессилии. Здесь
уместно напомнить стихотворение С.В. Михалкова:
Щенок,
воспитанный пинком,
Не
будет преданным щенком.
Где
раздают щенкам пинки,
Там
воспитатели - пеньки.
Комментарии
излишни, правда? И все же невольно возникает вопрос: «Как
быть, если не бить?» Смотрите пункт № 11. Но,
если вы все же ударили ребенка в приступе гнева, то обязательно скажите: «Извини
меня. Это грубый и плохой способ показать тебе, как я рассержен(а). Давай
поговорим, почему тебе трудно выполнять мои просьбы?»
20.Казнить
нельзя, помиловать!
Пожалуйста,
не ставьте акценты на моих плохих поступках. Не заостряйте свое внимание на
моих недостатках и промахах, от этого я не избавлюсь от них, а наоборот, они
еще больше закрепятся в моем поведении. Не вынуждайте меня чувствовать, что мои
проступки - смертный грех. Действуя так, вы растягиваете чувство вины на долгий
срок, и я не могу исправиться. Помните, что даже честно заслуженная похвала
иногда все же забывается, а нагоняй, кажется, никогда.
21. Похвала
слаще халвы.
Пожалуйста, почаще хвалите меня, ведь я только учусь, еще
ничего не знаю и не умею. Мне так нужна ваша помощь, а похвала расправит мои
крылья, и я смогу достичь многого. Чтобы развиваться, мне нужна поддержка, а не
критика и натиск.
22.
Поощрения!
Быть
им или не быть? Вот в чем вопрос!
23.Хвалите и
ругайте, но...!
Хвалите
на людях, ругайте наедине! Если вы поступаете так, мое уважение и доверие к вам
растет.
24.
Будьте тактичны и благоразумны!
Примите
к сведению пожелание ребенка, но все же лучше не хвалите, и более того, не
ругайте при посторонних людях. А еще никогда не приказывайте из прихоти или
опаски попасть в неловкое положение, делайте даже замечаний при посторонних,
лучше с глазу на глаз обсуждайте то, что вас волнует. А вот передать чужую
похвалу, адресованную ребенку можно, например: «Знаешь,
тебя сегодня хвалил учитель. Мне было очень приятно!»
25.Умейте
извиниться!
Пожалуйста,
не думайте, извинившись передо мной, унизите собственное достоинство. Честное
признание своих ошибок вызовет во мне очень теплые чувства к вам.
26.0буздайте
гордыню!
К
сожалению, довольно часто и мы бываем неправы, но нам не хватает мужества
признать это и принести свои извинения. А заметьте, от детей мы
требуем этого всегда.
27.Обманывая,
теряете доверие!
Пожалуйста,
не давайте необдуманных обещаний и тех, которые не собираетесь выполнять.
Потому что, поступая так, вы теряете мое доверие к
вам.
28.Не
давайте пустых обещаний!
Тем
более, если заранее знаете: выполнять их все равно не будете. Так мы теряем
доверие ребенка. А представьте на мгновение себя на месте ребенка? Как мы будем
себя чувствовать, если с нами поступят так же?
|