Ситуация. Появившись на свет, ребенок
оказывается не в лучшем для него окружающем мире: он сталкивается со множеством
новых ощущений, в которых трудно разобраться. Кризис новорожденного заключается
в том, что ребенок отделился от матери физически, но остался с ней биологически
и психологически. Поэтому младенцу нужно взаимодействовать с самым близким
человеком — мамой.
Как должно осуществляться
взаимодействие между мамой и ребенком? Какое центральное новообразование
формируется в этот период?
Решение. Поведение новорожденного
случайно и непредсказуемо, а основным средством общения является плач. Матери
трудно понять своего малыша, но только она может узнать его привычки лучше других.
И ребенку, и маме придется многому научиться, и прежде всего — «полюбить
телом» друг друга. Это эмоционально приятно и ребенку, и маме.
Центральное новообразование
второго этапа — это формирование индивидуальности при тесном взаимодействии с
близким человеком.
Ситуация. Алеша в 4 года хорошо играет
на фортепиано. Алеша владеет языком музыки так же свободно, как каждый малыш в
3-5 лет владеет речью. В силу жизненных обстоятельств (отец мальчика — музыкант)
язык музыки сделался с колыбели для ребенка естественным языком общения.
Каким образом отец Алеши
добился такого результата? С колыбели мальчик слышал,
как папа, придя с работы, проигрывал на пианино отрывки из классической музыки,
демонстрируя язык музыкального общения, или включал пластинки с музыкальными
записями. С этих пластинок Моцарт, Шопен разговаривали с Алешей языком музыки.
В 1 год Алеша был рядом с
пианино, подражая отцу. Малыш быстро усвоил, что разные голоса прячутся в
разных клавишах. В 3 года он под руководством отца освоил клавиатуру. И язык
музыки для Алеши приобрел такой же смысл, как слова родной речи. Мальчик научился
слышать в музыке те же самые интонации, что и в живых голосах людей.
Ситуация. Дима (1 год 10 месяцев), имея
развитой только автономную речь, не мог внятно объяснить свое желание, чтобы
мама дала ему игрушку. Мама же настаивала на том, чтобы Дима произносил слова
правильно, а тем более не заменял их жестами.
В другом случае мама
старалась во время прогулок включить Диму в игру с другими детьми в скверике.
Правильно ли мама создавала
для ребенка условия для развития речи?
Как нужно руководить саморазвитием
речи ребенка? Приведите случаи управления детским развитием речи взрослыми.
Решение. Мама предлагала своему сыну
подобные ситуации, для того чтобы у него в поиске выхода из них развивалась
речь. Дима старается использовать при объяснении своих желаний автономную речь,
но при этом он сталкивается с тем, что его не понимают другие дети в игре. Все
это и предопределяет возникновение условий, необходимых для развития речи.
Взрослый должен уметь
руководить саморазвитием речи ребенка:
создавать условия для
возникновения противоречий;
помогать в разрешении
противоречий, учитывая особенности ребенка;
учитывать особенности и
характер складывающихся противоречий.
Ситуация. В неполной семье однажды
состоялся такой разговор. Дима (7 лет) говорит матери: «Мне скучно, с папой мы
всегда что-то строили...» — «Да, и мне грустно, — сказала мама, — был у тебя
папа, у меня — муж, и жили мы интересно».
Сын прислонился к маме и
заплакал. Заплакала и мама. После этого им стало легче.
Дайте психологический анализ
действиям мамы.
Решение. Мама поступила правильно:
поняла переживания сына и сказала ему о своем переживании (Я-сообщение), после
чего обоим стало легче и они стали ближе друг к другу.
Я-сообщение позволяет ближе
узнать своих родных. Когда мы искренне выражаем свои чувства, то и другой (в
данном случае ребенок) становится искреннее в выражениях чувств. Он понимает,
что ему доверяют, и, в свою очередь, сам начинает доверять.
Ситуация. Миша (4 года) спросил отца,
что такое «процессор»? Папа стал объяснять с точки зрения науки устройство
процессора и его назначение. Ребенок смотрел на отца, стараясь понять его
речь. Но постепенно взор его погас, и мальчик отошел от отца.
Состоялось ли общение отца с
сыном?По каким признакам можно судить об этом? Покажите признаки, по которым
можно судить о том, что общение было разрушено.
Решение. Вначале общение состоялось,
об этом говорит то, как внимательно вглядывался сын в лицо отца. Но постепенно,
по мере того как папа вводил новые малопонятные слова, общение сошло на нет.
Слова, которые не понимает
ребенок в речи взрослого, нарушают общение, так как ребенок не может полноценно
следить за мыслью говорящего. И если таких слов становится много, то мысль
полностью отключается, и он начинает думать о чем-то другом, о том, что
является для него привлекательным.
Ситуация. Миша (6 лет) пришел в слезах
домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым» (у мальчика
действительно рыжие волосы и множество веснушек).
Как мама должна поступить в
этой ситуации?
Решение. Мама должна сказать сыну
примерно так: «Да, у людей бывают волосы разного цвета. У тебя они
действительно рыжие. А некоторые дети дразнятся, так бывает. Я понимаю, ты
обиделся на них. Но чем больше ты будешь показывать, что тебе это неприятно,
тем больше тебя будут дразнить. Посмотри на себя в зеркало, у тебя очень
необычный цвет волос, и ты можешь этим гордиться. А мальчикам просто завидно,
что у них не такие волосы. Можешь и посмеяться вместе с ними над тем, что у
тебя волосы такого необычного цвета».
Ситуация. Психологи говорят, что
ребенка надо принять, при этом подчеркивают необходимость «безусловного
принятия». Что значит безусловное принятие ребенка?
Решение. Это значит, что не надо ставить каких-либо условий.
Например, не следует говорить: «Если ты будешь хорошо учиться, я буду тебя
любить» и т. п. Ребенка принимают без каких-либо условий. |