В похвале нуждается каждый
человек, каждый ребенок, и у каждого своя норма похвалы, своя степень
потребности в одобрении. Похвала складывается из двух компонентов: наших слов и
выводов детей. Поэтому наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских
поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т. д.
Похвала должна
иметь такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из нее
реалистический вывод о себе самом. Очень часто родители и учителя при похвале
ребенка употребляют слова: «Молодец», «Умница». Это и есть образец
неправильной похвалы. Вдумайтесь, какую информацию для себя может почерпнуть
ребенок из одного слова? Никакой. К тому же, плохо похвалить - это еще хуже,
чем не похвалить вообще. Поэтому хвалите ребенка не вообще: «Ты - молодец!», а конкретно: «Ты - молодец, потому что
сделал...!». Ребенок должен знать, что такого ценного он сделал, чему научился, что
получилось, чем может гордиться. Хваля ребенка, опирайтесь на то хорошее, что в
нем есть, укрепляйте его веру в себя, помогайте становиться лучше. Не
пропускайте момента, когда ребенка можно похвалить.
Хвалите за каждый удачный
его шаг, пусть он достиг в нем самого маленького успеха, хвалите за любое
изменение в лучшую сторону, тогда есть надежда, что ребенок будет делать
что-либо с удовольствием и полной отдачей. При этом помните, любого рода похвала
должна быть заслуженной. Самая эффективна похвала за хорошие дела и поступки
ребенка, а не его личности. Ибо похвала, оценивающая личность ребенка вредна.
Это касается всех детей, «трудных» в том числе. Но не хвалите больше двух раз за одно и
тоже. Не стоит хвалить за то, что достигнуто не своим трудом: физическим, умственным или
душевным. Не подлежат похвале красота, сила, ловкость, здоровье, талант, ум, смекалка, сообразительность,
то есть все природные способности как таковые. Нужно быть проницательным,
чутким, внимательным, чтобы суметь выделить хорошие позитивные моменты и похвалить. Даже если вас не
удовлетворяют оценки (баллы), все равно найдите, за что можно похвалить ребенка.
Интересуйтесь жизнью ребенка, уделяйте ему внимание. Но помните, при похвале не
говорите «Ты
самый лучший!». Это может способствовав завышению самооценки ребенка. Так же не следует
делать «авансов»,
таких
как: «Я
знаю, у тебя всё получится. Ты сможешь это сделать» и т.п. Это обязывает ребенка
соответствовать нашим требованиям и оправдывать наши ожидания. A если ребенку
не под силу то, что мы наметили? Тогда oн будет переживать, нервничать,
бояться. Это спровоцирует появление заболеваний, от этого будут ухудшаться
взаимоотношения. Лучше оказывайте поддержку ребенку.
Поддержать можно словом: «Bсе, кто учится
чему-то новому, совершают ошибки. Мне нравится, как ты работаешь. Я вижу, что ты
стараешься. Продолжай в том же духе» и т.д. Выражением лица: улыбкой, подмигиванием, кивком,
жестом и пр. Совместными действиями: поиграть вместе, побеседовать, послушать ребенка, просто
посидеть рядом.
|