В плане межвозрастных
контактов детей разного возраста интересное исследование провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных
контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего,
младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются
ролевые позиции.
В любом возрасте межролевое
общение является существенным фактором развития личности ребенка.
Если ребенок не удовлетворяет
естественную потребность в эмоционально комфортном контакте со старшими и
младшими в семье, школе, в компаниях, то обнаруживаются такие негативные
явления, как повышенная личностная агрессия, неумение строить отношения,
вступать в контакты с окружающими и т. п.
Межвозрастное общение может
быть стихийным и организованным педагогами в школе, в дошкольных учреждениях,
внешкольных, спортивных обществах, по месту жительства и т. д.
Межвозрастное общение
оказывает детям существенную помощь тем, что:
создается дополнительная
сфера самореализации, и ребенок может реализовать себя не только в среде своих
ровесников, но и в обществе детей другого возраста;
происходит взаимовлияние,
взаимообогащение между детьми разных возрастов;
появляется возможность
переживать ситуацию успеха в присутствии референтной группы;
вырабатываются способы
поведения в самых различных ситуациях;
интенсивно развиваются:
взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;
вырабатываются
самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления;
развиваются самосознание и
самопознание, формируется представление о себе.
Позитивные результаты
межвозрастного общения возрастают при хорошем руководстве
педагога-организатора.
Ситуация. Миша (9 лет) любит находиться
вместе с подростками, четырнадцатилетними Геной, Витей и Сашей. Вместе они
собирают велосипеды из нескольких сломанных, вместе они потом катаются, демонстрируя
друг другу свои успехи.
Развитию каких психических
функций способствует такое общение?
Решение. Наблюдая друг за другом,
участники общения, вольно или невольно, ставят перед собой вопросы: «Как бы я
поступил в этом случае?», «Как бы я исправил эту деталь?», «Как бы я сделал
это?» и т. п.
Ребята после общения друг с
другом более критично относятся ко многому тому, что раньше принималось ими
безоговорочно, у них успешно развивается самосознание.
* * *
Как правило, более юный
возраст является «стартовой площадкой» для развития лидерских позиций у
старших, ведь среди сверстников утвердить себя в таком качестве намного
сложнее.
В межвозрастном общении и
подростки, и юноши учатся «примерять» на себе «взрослые» роли, принимать
самостоятельные решения
|
Таблица 10.1
Этапы межвозрастного
общения
|
Этапы общения
|
Характеристика этапов
общения
|
1. Взаимное оценивание
|
Оцениваются способности, возможности
друг друга, принимаются или не принимаются партнеры по общению
|
2. Подражание
|
Один или оба партнера
выступают в качестве «образца»
|
3. Самореализация
|
Реализуется потребность в
личностном самоутверждении. Самореализация выражается в общественно полезном
поведении, в желании понравиться
|
4. Саморегуляция
|
Удовлетворение стремления к
самоотдаче приводит к познанию детьми своих возможностей и возможностей
партнеров по общению, к выработке личностной позиции, ускорению формирования
позитивной «Я-концепции» (через развитие идентичности личности)
|
Помимо прочего, в
межвозрастном общении реализуется функция реализации ответственности. Стараясь
оправдать доверие старших, младшие ответственнее относятся к принятию решений,
к собственным поступкам.
Е. В. Киселевой выявлены
следующие условия, обеспечивающие эффективное влияние организованного
межвозрастного общения на развитие личности:
добровольность вхождения в
общение; «мягкие»
методы управления общением, способствующие самореализации личности (свобода выбора
партнеров по общению, создание ситуаций успеха для участников, активизация
через ролевое погружение самостоятельности школьников в процессе общения,
коллективная экспертиза, демонстрация желаемого образца, организация пространства
и времени общения);
постепенное усложнение
содержания общения (от освоения информации до самоопределения);
творческий характер общения, который предполагает
проявление индивидуальности, включение элементов спонтанности и непредсказуемости
в развитие процесса общения;
превалирование «игровой»
позиции педагога-организатора общения.
* * *
Реализация этих условий дает
возможность создать оптимальную атмосферу «принятия» (эмоционального комфорта)
в процессе общения, что, в свою очередь, позволяет каждому его участнику
осознать собственную ценность и значимость для других, то есть развить идентичность
личности. Все обозначенные воспитательные возможности межвозрастного общения
могут продуктивно использоваться в детском общественном объединении.
|