Цель: выявить особенности
полоролевого поведения мальчиков и девочек в различных видах детской
деятельности.
Объектом наблюдения
являются действия детей в игре, на прогулке, в раздевальной, в процессе ухода
за животными и растениями в группе тем самым, выявляются женские и мужские
признаки и качества личности.
В процессе наблюдения
воспитатель отмечает следующие моменты:
• С кем чаще всего играет:
с мальчиками или с девочками.
• В какие игры или игрушки
чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические,
настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые,
подвижные, театрализованные, другие игры.
• Какие роли чаще всего
берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и
играх-драматизациях.
• Если играют
мальчики-девочки, то какие роли берет мальчик (девочка).
• В трудовой деятельности
выбирает дело: требующее физических усилий, перемещения в пространстве,
оказание помощи воспитателю или девочке (мальчику), требующее небольших
физических усилий, требующее качественного выполнения, требующее действия
знакомыми способами, требующее действия строго по инструкции, другое.
• Чаще проявляет интерес к
чему-то новому, нестандартному, требующему самостоятельного поиска решения или
к задачам, способ решения которых уже достаточно хорошо знаком и можно
использовать известный алгоритм.
• Предпочитает задачи
вербального или практического характера.
• Какого содержания книги
предпочитает.
• Любимые герои книг
(мультфильмов).
• Как ведет себя по
отношению к противоположному полу.
Наблюдения педагог
фиксирует в течение двух месяцев в дневнике наблюдений в свободной форме. На
основании своих наблюдений педагог заполняет таблицу "Особенности
поведения детей в игре". Анкета заполняется на каждого ребенка группы, с
указанием имени, фамилии и возраста ребенка.
Особенности поведения
детей в игре
ФИО.,
возраст ребенка
|
С кем чаще всего играет
ребенок: с мальчиками
или девочками
|
В какие игры и игрушки
чаще играет ребенок
|
Какие роли чаще всего
берет на
себя ребенок в играх
|
Характер игровых действий
ребенка
с разными предметами и
игрушками
|
Адекватность (неадекватность)
поло-ролевого поведения
|
1
и т.д.
|
|
|
|
|
|
|