Еще каких-то лет 10 назад обсуждение
данной темы не вызывало у родительской аудитории ни большого ажиотажа, ни
особых разногласий. Все понимали, что без наказаний, увы, не обойтись. Наказывать
своих детей приходится всем, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя.
Но, наказывая, они интересуются больше конкретикой. Что будет педагогичнее -
шлепнуть ребенка по мягкому месту) или предпринять градацию: от шлепка до ремня
или-что-то еще? Многие взрослые уверены, что без применения какой-либо формы
наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто
теоретически, так сказать, на бумаге. Существуют, однако, такие формы
наказания, которые не способствуют достижению поставленной цели. С другой же
стороны, некоторые формы наказания, хотя и обеспечивают желательные результат,
тем не менее, могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка. Поэтому сегодня
проблема наказания - одна из самых сложных, как для родителей, так и для
педагогов. По утверждению педагогики, наказание имеет тройное значение.
Во-первых, оно должно исправить вред,
причиненный дурным поведением.
Во-вторых, наказание способствует тому,
чтобы такие действия не повторялись.
В-третьих, главное значение наказания
заключается в снятии вины. Но вся проблема в том, что очень часто наше
поведение, с воспитательной точки зрения, не только расходится с целью, но и
приносит вред. Поначалу может показаться, что, прибегая к наказаниям, мы хотим
заставить детей повиноваться и исправиться, но по существу, таким способом мы
проявляем свое нетерпение и гнев. Поэтому, наказывая детей, совершенно
необходимо сохранять самообладание, и даже мирное расположение духа. Нельзя
делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители
наказывают ребенка не для того, чтобы с ним посчитаться, а чтобы остановить
его, когда сам он остановиться не в состоянии. Поэтому сначала успокойтесь,
отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции. Запомните:
сущность человека и его поступки не одно и то же. Наказывая, оценивайте
поступок, а не личность. «Ты - плохой!» (оценка личности) - звучит очень часто вместо
правильной оценки: «Ты совершил плохой поступок!» - (оценка поступка). Ребенок должен чувствовать,
что хотя мы и не одобряем его поведение, но мы по-прежнему уважаем и любим его
как личность. Поэтому, не забывайте, что после того как ребенок был наказан,
обязательно дайте ему почувствовать, что он по-прежнему любим и дорог для вас.
Помните, разрушить доверие детей легко, а восстанавливать его придется долгие
годы. Часто дети могут провоцировать наказание. Им кажется, что мы относимся к
ним равнодушно, и они могут думать: «Наверное, меня не любят? Почему не уделяют внимание? Тогда
я заставлю их хотя бы ненавидеть меня!». И как результат, следуют плохие поступки, а наказание, как
последний шанс на любовь. Осуждая поступок, не осуждайте чувств ребенка, какими
бы они не были. Ведь, если они возникли, для этого были основания. Если
поведение ребенка вызывает негатив (переживает, нервничаете), скажите ему об этом, но!!!
Здесь лучше работают «Я — сообщения», а не «ТЫ сообщения». Например: «Я очень волнуюсь о ...», а не «Ты должен понимать, что я
волнуюсь о ...». И еще несколько немаловажных дополнений:
• наказывайте с любовью;
•наказывать нельзя, если ребенок только
учится основам поведения, некоторые поступки вполне можно допустить в интересах
последующего улучшения поведения;
• наказание обязательно должно быть
соизмеримым с проступком, который совершил ребенок;
• наказывайте за все сразу, а не поодиночке,
даже если проступков несколько, салат из наказаний - блюдо не для детской души;
• наказание можно отменить, если сегодня же сделано что-то хорошее: помог
старому или больному человеку, защитил слабого, маленького;
• наказывать молчанием нельзя, игра «молчанки» непосильна для психики
ребенка;
• наказание должно иметь четкие временны)
границы, поэтому после их окончания никогда больше не вспоминайте о проступке
ребенка, ибо негативна систематическая оценка поведения является тяжелой
психотравмирующей ситуацией;
• наказывая, лучше лишить ребенка чего
приятного, чем использовать карательные меры;
• наказание унижением или страхом -
считаете самым жестоким, психологи называют его «удара ниже пояса»;
• наказание должно быть разумным,
взвешенным, не подавлять отвагу и решительность;
• наказание будет действенным, если мы
будем последовательны, нельзя сегодня за что-то наказать, а завтра, когда будет
некогда, на то же самое не обратить внимания;
• наказание достигает цели только в том
случае, когда оно порождает раскаяние, а не обиду; ребенок должен осознать, что
своим поведением причинил нам душевную боль, задел за сердце, ему не лишним
будет испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться
отличать поступки и ошибки от проступков;
• наказывать нельзя дополнительными
уроками, чтением, физическим трудом (вынести мусор, подмести пол, вымыть туалет и прочее);
• наказывать и ругать нельзя ребенка,
когда он болеет, ест, после сна или перед сном, во время игры, работы и сразу
после физической или душевной травмы, нужно переждать, пока утихнет острая
боль;
• наказывать нельзя, когда мы сами не в
себе, устали, чувствуем раздражение по каким-то своим причинам;
• наказание, в большинстве случаев не
исправляет поведение ребенка, а лишь преобразует его, т.е. один проступок
заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным, еще более вредным для
психического здоровья ребенка;
• наказание задним числом недопустимо;
• не наказывайте тяжело, так как тяжелые
наказания провоцируют возникновение таких личностных качеств как: хитрость,
лживость, неискренность, трусость недоброжелательность, недоверие и прочее;
• наказывать нельзя за небольшие ошибки,
потому что так ребенок никогда не научится правильно поступать, вести себя и т.
д.;
• наказывая, никогда не забирайте подарки,
кем бы они ни были сделаны, вами или кем-то другим;
• наказание не должно вредить здоровью, ни
физическому, ни психическому;
• наказание - шлагбаум, препятствующий
продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки;
• телесное наказание, опасно использовать потому,
что оно резко облегчает чувство вины и в то же время приводит к деградации, дегуманизации и унижению
ребенка;
• наказание не должно «вытеснять» любовь помните: «наказанный - прощенный»;
• наказание - это вовсе не действие со
стороны наказывающего - это то, что
происходит в наказываемом ребенке;
• наказывая, подумайте: «Зачем?», не «За что?»
Цель наказания, не потопить «грешника», спасти. Способ для этого - прощение! Прощение это не награда, а
освобождение от напряжения вины, это примирение. Но, помните о крайностях:
ничего не прощать бесчувственно, жестоко, бесчеловечно
антипедагогично, но и прощать все без разбора значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что
рассудительность и понимание индивидуальных качеств будут здесь лучшим
ориентиром. Реагировать на проступок можно с верой: я верю, что проступок
случаен, я верю, что ты достойный человек и что все будет хорошо.
|