Не бойтесь устанавливать
правила сообща. В дальнейшем будет намного легче найти общий язык.
1. Право выбора. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Право выбора всегда должно
быть у ребенка. Детям необходимо намеренно «преподносить» ситуации, в которых им
приходится делать выбор. Но, определяя ситуации, предоставляйте ребенку
возможность выбирать только из тех вариантов, которые устраивают нас как родителей.
И тогда, исходя из предложенных нами вариантов, дети сделают свой выбор. Такой
подход дает возможность контролировать ситуацию ребенку и не противоречит нашим
требованиям. Никогда не предлагайте в качестве варианта то, что нежелательно
для нас, так как ребенок, скорее всего, выберет именно это.
Есть случаи, когда
выбор невозможен, особенно для маленьких детей, например: прыгать или нет с
высокой горки; идти или нет в школу и пр., поэтому маленькие дети нуждаются в
ограниченном выборе. Но чем старше ребенок, тем шире должен быть выбор, иначе
мы обязательно спровоцируем сопротивление. Наличие выбора создает ситуации, в
которых дети вынуждены над чем-то размышлять, кое-что обдумывать, что-то
решать. Раздумывая над вариантами и неся ответственность за самостоятельно
принятое решение, ребенок-подросток готовит себя к принятию решений в будущей
взрослой жизни.
2.Договаривайтесь. Если, скажем, речь идет о
выполнении обязанностей: «Давай договоримся, как мы будем делать уборку в
квартире... и т.п.».
З.Советуйтесь с ребенком. Даже тогда, когда возникают
какие-то проблемы у него самого: «Я хочу с тобой посоветоваться о ...». Так ребенок становится равноправным участником в поисках решения
проблемы.
4.«Меняюсь не глядя!».
Поучительный прием для тех
случаев, когда ребенок претендует на
права взрослого («Почему ей можно, а мне нельзя?»), но при этом объясните, что вместе с нашими правами он
получит и наши обязанности.
|