Обычная в обиходе вещь
замечания. И что там скрывать, многие взрослые видят в количестве замечаний
зримое воплощение собственных педагогических усилий. Но дело не только в
количестве замечаний. Важнее вопрос в том, каковы они? Как их делают? При этом,
очевидно, что мы, увы, редко следим за тем, чтобы замечания не превращались в
упрек. Мы сердимся, забывая, что что-то понятное нам «как дважды два» вовсе не очевидно для
ребенка. Еще мы забываем, что поза, мимика, жесты - тоже наши инструменты в воспитательном
воздействии на ребенка, особенно в тот момент, когда он совершил проступок и
должен выслушать замечание.
Помните: выражение лица должно быть
доброжелательно-серьезное, поза уверенная, жесты не угрожающие, интонации
спокойные. И тогда ребенку будет приятно нас слушать и слушаться, а наши
замечания будут полезны, а не вредны. Не оставляйте ребенка одного, когда ему
трудно, запутался в чем-то, поссорился с другом, есть любовные неприятности,
мучения, не переходите на сторону противника даже тогда, когда ребенок не прав.
Не пользуйтесь моментом, чтобы торжествующе произнести: «Я же тебе говорила! Я же
тебя предупреждал!» Не следует разрушать надежды ребенка на нашу помощь и
доводить его до отчаяния.
|