Все без исключения люди, которым рано или поздно пришлось столкнуться с
феноменом родительства, задумывались о будущей судьбе своего ребенка.
Кто бы ни хотел, чтобы их ребенок стал прославленным хоккеистом,
дизайнером, артистом? Однако мы не ошибемся, если скажем, что каждый
родитель больше, чем чего-либо еще, хочет воспитать достойного человека,
которому не чужды доброта, любовь, человечность. Тем не менее,
реальность предоставляет нам другие факты, которые, увы, неутешительны.
Все больше и больше детей и подростков отказываются от нравственных
ценностей, и зачастую сознательно, что почти всегда ведет к полному
распаду их личности. Что же побуждает ребенка, воспитанного в
благополучной, на первый взгляд, семье, выбирать недостойный образ
жизни, употреблять наркотики, алкоголь, воровать и участвовать в
криминальных группировках? Казалось бы, все просто: ребенок попал под
влияние. Представьте себе мальчика одиннадцати лет, регулярно
избивающего одноклассниц и возвращающегося домой после полуночи. В
дополнение к прочему ребенок грубит родителям, прогуливает школу, а на
его теле нет и живого места – весь в синяках. Выговоры со стороны
учителей и нравоучительные лекции родных ни к какому результату не
приводят, все только усугубляется. В чем же тогда проблема? Обратившись
к психологу, вы тут же услышите о кризисе подросткового возраста.
Допустим, однако всплывает другой вопрос: многие из перечисленных
симптомах встречаются и в более раннем возрасте. Психолог ответит Вам,
что ребенок не усвоил морально-нравственные нормы. Вы спросите, почему, и
здесь начнется самое интересное. Психолог не забудет упомянуть о так
называемых сензитивных периодах в развитии ребенка – то есть о таких
периодах, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к усвоению
тех или иных видов деятельности и приобретению определенных качеств.
Автором этой концепции была Мария Монтессори. Развитие этих качеств
сугубо индивидуально и совершенно не зависти от воли взрослых, которые
могут разве что направить ее в определенное русло. К примеру, в раннем
возрасте имеет место приоритет сенсорного развития, в младшем школьном
возрасте ведущей является учебная деятельность. Для каждой функции
детской психики существует свой сензитивный период. И если ребенок не
усвоил эту деятельность непосредственно в сам период, в дальнейшем она
так и останется неусвоенной. Теперь все становится более понятно. В
определенный период родители не помогли ребенку усвоить нравственные
норм, и они остались в зачаточном состоянии. Вопрос в другом: ученые
пока что не выделили, в каком возрасте расположен сензитивный период для
усвоения этих норм, и как его определить, еще не выяснено. Вот и
начинается: алкоголь, наркотики, драки, дерзость с родителями. И кто в
этом виноват - родители, которые упустили «падающую звезду» своего
ребенка, или сам мир, который втянул его в губительную воронку? Когда
надо было воспитывать в нем гуманизм, честность, любовь к людям? Вроде и
шло это воспитание, а ребенок все равно «вывернулся» и угодил в
ловушку. Нравственный остов внутри него так и не был сформирован. Дети
– цветы жизни. Но что это за цветы, если они не видят Солнца над
головой и стремятся во тьму? Нравственность – конечно сугубо
индивидуальна, на то она и существует. Но как совместить ее с детской
личностью? Я пока не могу ответить. Скажу лишь: будем бороться за право
наших детей быть Людьми. Вместе.
|