Мальчики:
настойчивее требуют внимания
матери;
играют более активно и
азартно (это сохраняется в течение всей жизни);
более агрессивны;
обладают большей силой.
Девочки:
усерднее стараются вызвать
мать на разговор;
больше требуют ласки.
Ранние половые различия в
поведении детей определяются:
♦ биологическими факторами (например, агрессивность);
♦ социальными факторами (представлениями взрослых о поведении мальчиков и
девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).
С мальчиками чаще
разговаривают отцы, с ними охотнее занимаются работники дошкольных учреждений,
причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.
С девочками же чаще
разговаривают матери.
Несмотря на то что уже с
первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и
того и другого пола существует много общего.
Средние оценки половых
различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в
шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к
неконтролируемому поведению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с
четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.
Если даже и удается выявить
половые различия у разных групп детей в определенной форме деятельности
(физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в
целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.
Одни ученые считают, что между мальчиками
и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой
типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек.
Другие ученые доказывают, что природные
различия между мальчиками и девочками предполагают и определенные социальные
роли в будущем. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться
естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения.
В раннем детстве эти
стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей.
Уже в 2 года дети обладают знаниями о том,
как следует себя вести мальчику или девочке.
К 3 годам ребенок отождествляет себя с
представителями своего пола, то есть происходит половая идентификация («Я —
мальчик» или «Я — девочка»).
Осознание своего «Я»
включается в осознание собственной принадлежности к тому или иному полу.
После 3 лет сверстники поощряют друг
друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство,
если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. В этот период чувство собственной
половой принадлежности становится уже устойчивым.
Дошкольники, как правило,
стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей
того или иного пола.
Взаимоотношения детей
дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков
и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В
соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает
для себя и соответствующие игровые роли.
Дети часто объединяются по
признакам пола. Мальчики и девочки общаются и перед игрой, и непосредственно в
ходе нее.
Общение мальчиков и девочек
Перед игрой Непосредственно в ходе игры
Нередко мальчики и девочки
играют и общаются просто как сверстники
Определяются роли для
мальчиков Ребенок знает о том, что он мальчик или
и девочек («Мальчики в куклы не девочка, и действует в соответствии
играют» или «Если бы ты была с
половой ролью
В играх дети отрабатывают
роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.
Мальчики в игре, подражая мужчинам,
стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом,
шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.
Девочки же, подражая
женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом
у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.
Ориентируясь на взрослого,
ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на будущего мужчину (или
будущую женщину).
мальчиком, то стала бы машинистом»),
которые отражают реальные стремления мальчиков и девочек
В общении между дошкольниками
прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:
дети группируются по полу;
возникает общность интересов;
появляется специфическое
чувство «МЫ»: «Мы — мальчики» или «Мы — девочки». В соответствии с этим
возникает «солидарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых
группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.
Разные роли девочек и
мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному
психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.
Ситуация. В новелле О. Бальзака
«Наивность» есть описание сцены, в которой действие происходит перед картиной с
изображением Адама и Евы.
Маленький брат спросил
сестренку: «А кто из них Адам?» — «Глупенький! — ответила девочка. — Как же
можно это узнать, раз они не одеты?»
О чем свидетельствуют
подобные суждения детей? Каков примерный возраст детей?
Решение. К 3-4 годам ребенок различает
пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа.
Только к 6-7 годам у него формируется устойчивое представление о половой
принадлежности.
Ситуация. Детям 5-6 лет показывали
фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется
представителями другого пола. Мужчина был няней, а женщина — капитаном большого
теплохода. После просмотра фильма ребятишкам задали вопрос: «Кто был няней, а
кто капитаном?».
Дайте прогноз возможных
ответов детей.
Решение. В ответах утверждается
противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем,
что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и
социальные роли мужчины и женщины.
ВЗРОСЛЫЙ МУЖЧИНА — ЖЕНЩИНА
РЕБЕНОК МАЛЬЧИК — ДЕВОЧКА
Мужское (женское)
поведение Носители ценностных ориентации своего пола
Жен.: душевность,
женственность,
эмоциональность.
Муж.: смелость,
решительность,
самообладание
Читает книжки, сказки,
обсуждает их, подчеркивая мужское и женское поведение героев, действующих лиц
Воспитывает мужественность (женственность)
на конкретных поступках, поведении
Учит общению мальчиков и
девочек
Полученные впечатления
проигрываются в ролевом поведении мальчиков (девочек)
Формируется внутреннее
чувство пола (половой принадлежности)
Приобретаются навыки общения
мальчиков и девочек (межполовое общение)
Роль взрослого в половой
идентификации ребенка
Ситуация. В исследовании группу
взрослых людей просили оценить эмоциональные реакции девятимесячного малыша.
Одной половине родителей сообщили, что малыш — мальчик, другой сказали, что
девочка.
Будут ли реакции родителей
одинаковыми? Какие реакции будут приписывать детям?
Решение. Нет, реакции не будут
одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша
мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.
Ситуация. В исследовании взрослые
играли с 14-месячными детьми дважды.
Первый раз рекомендовали
ребенка — мальчиком. Второй раз рекомендовали ребенка — девочкой.
Одинаково ли будут вести себя
родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или
девочкой?
Решение. Неодинаково. Полагая, что
имеет дело с мальчиком, взрослый человек проявлял большую активность и
предлагал ребенку игрушки, которыми обычно играет мальчик.
Когда же взрослый был уверен,
что играет с девочкой, то проявлял больше нежности, игры были более спокойные,
но предполагалось более близкое общение.
Ситуация. Некоторые родители и
воспитатели в играх предлагают детям испробовать себя в роли представителя
противоположного пола, поощряя различные формы соответствующего поведения, и
даже сами подают в этом пример.
В чем смысл подобного
воспитания?
Разделяете ли вы подобную
точку зрения?
Решение. Цель такого воспитания — помочь ребенку понять
человека другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм поведения,
не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и
другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой. |