Дж. Брунер отмечает, что уже
в доречевой период у ребенка формируется несколько способов общения. Первоначально
это «требующий
способ» —
врожденные реакции дискомфорта, требования без пауз, предполагающих ответ.
Затем — «просящий
способ», при
котором крики менее настоятельны и появляются паузы во время ожидания ответа.
Затем — «обменивающий
способ», когда
вокализация используется, чтобы привлечь внимание матери к объекту. Наконец, «взаимодействующий» способ, при котором в
совместной деятельности наблюдается разделение позиций.
Ситуация. Молодая супружеская пара
живет в однокомнатной квартире. У них родился мальчик. Квартира была такая
маленькая, что невольно мама все время находилась рядом с сыном и постоянно
разговаривала с ним.
Вскоре семья переехала в
трехкомнатную квартиру. У них появилась девочка. Ей отвели самую тихую комнату,
подальше от кухни, где большую часть дня проводила мама.
Старший сын начал говорить
членораздельно в 7-8 месяцев, а его сестра в десятимесячном возрасте еще только
лепетала. Более того, в отличие от своего брата, который всегда светился
улыбкой, девочка выросла тихой и молчаливой.
Что могло повлиять на
различие в психическом развитии брата и сестры?
Дайте психологическое
объяснение.
Решение. Безусловно, повлияла среда, в
частности среда социальная, характер и частота общения с матерью. Для ребенка
очень важно развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Здесь важно
то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с
малышом. Это оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Так,
ребенок, воспитанный неразговорчивым, угрюмым человеком, будет всегда не в
духе.
Ситуация. В некоторых детских
учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто
отмечают отставание в развитии активной речи малышей: у них отмечаются
небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность.
Назовите причины подобного явления.
Как преодолевать такие
недостатки речи у детей раннего возраста?
Решение. Причина данного явления в
недостаточной речевой деятельности взрослых. Детям недостает впечатлений и
эмоциональности, а сами они не являются примером друг для друга.
Родители, забирая ребенка на
выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, чтобы у него
совершенствовалось понимание речи взрослых, и поощрять формирование собственной
активной речи ребенка.
Ситуация. Родители Кати (1 год 5
месяцев) работают и одновременно учатся на вечернем отделении института. Так
как на воспитание дочери времени не остается, они отвезли Катю к бабушке в
деревню.
Через год, когда дочь
вернулась домой, родители обнаружили у нее неправильное произношение отдельных
слов.
Чем объяснить подобное явление?
В каком возрасте наблюдается
сенситивность развития речи?
Решение. Сенситивность развития речи
наблюдается в возрасте от 2 до 5 лет. Поэтому развитие речи Кати быстро шло под
влиянием речи бабушки. А она, видимо, говорила на местном наречии.
Ситуация. Японец Масура Ибука пишет,
что он начал учить английский язык в средней школе, и его беспокоят ошибки в
произношении и интонации английских слов. А вот его сосед начал учить
английский язык рано, и он произносит английские слова очень правильно.
Дайте психологическое
обоснование этого факта.
Решение. Это связано с сенситивным
периодом усвоения языка.
Ситуация. Мама Наташи (девочке 4 месяца)
все время — и на прогулке, и дома — постоянно что-то рассказывает своей
дочери, напевает ей песенки.
Соседка сказала ей: «Ну что
ты с ней разговариваешь, она все равно ничего не понимает!».
Правильно ли поступает мама
Наташи?
Какое влияние оказывает речь
взрослого на развитие психики ребенка?
Решение. Мама Наташи поступает
правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя
малыш и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова
с предметами окружающего его мира. А когда вслед за развившимся слухом
разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то его запас
слов будет пополняться быстрее, чем у того ребенка, с которым мало
разговаривали в начальном периоде его развития.
* * *
Вторая половина младенчества
характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал
ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к
другому виду общения.
|