Большинство из нас недооценивают
возможности ребенка что-либо сделать самостоятельно, поэтому очень часто мы
предлагаем свою помощь, даже тогда, когда она не нужна. Это умаляет ребенка в его
собственных глазах. Излишняя опека приучает к мысли, что он сам ничего делать
не сможет. Помните:
• играя с ребенком или
занимаясь с ним каким-то общим делом, берите на себя только то, что можете
выполнить сами, остальное предоставьте делать ему самому;
• по мере того, как ребенок
осваивает больше и больше новых действий, постепенно передавайте их ему. Еще
хочется обратить внимание на самый тонкий момент: как уберечь естественную
активность ребенка «Я сам!», направленную на познание и освоение нового? Как ее не
забить, не заглушить? Здесь может быть двойная опасность: первая - слишком рано
перекладываем свои функции на ребенка; вторая - наоборот, слишком долгое
настойчивое участие, может даже
занудливое руководство в совместном деле. Стремление ребенка отвоевать у нас
все новые и новые «территории» чрезвычайно важно, и это стремление следует охранять
как зеницу ока!
|