Образ родительского поведения мы перенимаем из собственных семей. В них
формируются общие правила что «надо» и что не «не надо», как «верно» и
как «неверно». И с этими правилами мы начинаем воспитывать собственных
детей. Но с годами мир изменяется, изменяется все кругом. Также
претерпевают изменения отношения между новыми детьми и новыми
родителями, в соответствии с этим и расклады в воспитании. Первая
ошибка в воспитании малыша пришла к нам из прошлого - это влиять на него
посредством устыжения. Многим знакома тирада: «Как тебе не совестно!».
Каждый из родителей, будучи ребенком, ощутил на себе чувство стыда.
Переживать такое сродни желанию провалиться сквозь землю, это убивает
инициативу, активность, обездвиживает – а самое весомое, лишает
возможности принимать решения без помощи других. И все это родители
прививают собственному ребенку, стыдят за испачканные штанишки или же не
сделанное домашнее задание. Стоит ли это того? Следующая ошибка –
воспитание через ощущение вины. Бывает, взрослые открыто выдвигают
обвинение детям: «Сам виноват, что не сделал так…» и тому подобное. И
так каждый день. В результате малыш начинает чувствовать, что он ни на
что не способен, никчемен. Может быть и по-другому, хотя с таким же
результатом. Родители, из стремления посодействовать ребенку, показывают
на его ошибки, пренебрегая успехи (а они нередко небольшие, не видные).
А малыш ежедневно слышит, что не справляется. И что бы родители были
довольны, надо поступать, так как говорят. В результате он перестает
слышать себя самого, начиная жить не собственную, «чужую» жизнь. Отсюда –
утрата вкуса к жизни, энтузиазма ко всему, и депрессии во взрослой
жизни. Самый неверный прием воздействия – устрашение. Чувство испуга
бывает различным. Полезным – когда сигнализирует об опасности. Но
случается, что страх обездвиживает, превращая в куклу, безвольное
создание. И такое запугивание оказывает огромное влияние на ребенка. С
позиции сиюминутного этапа – замечательно, страх делает сто процентов
покорного малыша. Но с течением времени он не сумеет и шагу в отсутствии
вас ступит. Вы готовы всю жизнь решать за него? Зачем растить человека
скованного ужасом по рукам и ногам? И так, вот ключевые ошибки в воспитании: устыжение, обвинение, запугивание. Теперь
о неких тактических или частных ошибках. В современном мире почти все
родители ощутили неуверенность в завтрашнем дне, потребность отвечать и
принимать решения. Жизнь заставляет решать «взрослые задачки». Это
большая психологическая нагрузка. Приходится сталкиваться с ошибками,
неудачами, неимением помощи и понимания. Приходишь домой, и вот опять
трудности, не невыполненные уроки, либо разбитая тарелка могут сталь
последней каплей, заполнившей чашу терпения. А на ком проще сорвать
злобу? Конечно на том кто слабее. Надо понимать, что причиной
раздражения считается ваш негатив, а не малыш с его проступками. Но не
многие родители так поступают. Так не делают те, кто сами в детстве от
этого получили травмы и приняли решение: «В моей семье этого не станет».
Эти взрослые понимают, как не нужно делать, хотя не представляют, как
следует. Новых средств воспитания нет, и они ни чего не делают. Но это
пока. Пока чадо не начнет лезть наголову. А уж здесь используется старая
артиллерия. То самое силовое давление, от которого желали отказаться.
После ругая самих себя, и жалея малыша. Это следствие в
непоследовательности воспитания. Сегодня можно это, на следующий день
то, а послезавтра ни это и ни то. В результате у малыша нет чувства
точных границ дозволенного, внутри которых он бы имел возможность себя
ощущать удобно. Такое образование подрывает базу – доверие к миру и
чувство безопасности. Часто непоследовательность в воспитании ярко
выражено у отцов и матерей. Мамы, в большинстве случаев, стремятся
жалеть малыша, почти все позволять и менее настоятельно просить, то есть
оперируют безусловной любовью. Папы, как правило, содействуют развитию.
Поощряют удачи, заслуги, то есть управляются относительной любовью –
любят за что-нибудь. Оба варианта актуальны для малыша, и дают полезный
результат, когда используются оба. Безусловная любовь выделяет надежду и
доверие к миру. Условная любовь - содействует пути становления. Эти
функции в реальной семье чередуются, нет конкретных границ меж папой и
мамой. Разница в подходах к воспитанию идет из детства самих
родителей. Воспитывая детей, родители нередко реализуют собственные
нереализованные мечты. От сюда несовпадения, так как все из различных
семей и воспитывался разными родителями. Еще важная ошибка – требуют
то, что не могут сами. Включает немного факторов. Требуют то, что не
могут сделать сами (ребенок получает плохие оценки, родители плохую
зарплату). Хотят от малыша того, что он не может выполнить вследствие
личных возрастных ограничений (распределять собственное время, успевать
все сделать, будучи в первом классе). Требуют верные вещи не верно
(продавливают вместо того что бы посеять зерно и взрастить его). Сделать
это терпеливо, но раз и навсегда.
|