Для младенца общение — это, прежде всего,
источник ярких, переменчивых и личных воздействий и впечатлений. Основное влияние
в этом возрасте на развитие ребенка оказывает общение со взрослым. Он
организует, поддерживает и корректирует общение. Ребенок наблюдает за
деятельностью взрослого и черпает в ней образцы для подражания.
Потребность ребенка в общении
с другими детьми возникает еще в раннем детстве и отчетливо проявляется на
третьем году жизни. Оно строится на основе жажды новых впечатлений при активном
участии взрослого.
Основным видом взаимодействия
со сверстником является игровое общение. Общение в игре рассматривается как
процесс и вместе с тем как условие проявления и формирования ролевых и реальных
отношений. В игре дети по собственной инициативе вступают в общение между
собой, в значительной мере самостоятельно строят свои взаимоотношения.
С возрастом общение начинает
приобретать все большую самостоятельность и ценность. Дошкольник стремится к сопереживанию у
партнера, к установлению с ним отношений доброжелательности, отзывчивости,
внимания.
От способов общения зависит,
как дошкольник выражает свое отношение к сверстнику и как он воздействует на
него с целью изменить его поведение в желаемом для себя направлении. Только в
общении со сверстником формируется критичность к мнениям, словам и поступкам
людей. Дети учатся иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь
ее отстаивать.
Ребенок, будучи младшим школьником, после усвоения в игре социальных
ролей в учебном сотрудничестве усваивает другую взрослую форму поведения —
контрольно-оценочную. Сначала учитель ставит перед учеником цель, контролирует,
планирует, оценивает его деятельность, а затем ребенок сам в процессе общения
начинает осуществлять все это по отношению к сверстнику, и в последнюю очередь
— по отношению к самому себе.
Чтобы освоить учебные
действия, ребенок должен встать на позицию взрослого, а это возможно при
кооперации со сверстником, в общении с ним. Общение и совместная деятельность
со сверстником позволяют детям присваивать полученные от взрослых цели и
образцы действий. Сверстники укрепляют друг в друге чувство самостоятельности,
независимости.
Ситуация. Стремление отдать ребенка в
«престижную» школу не всегда подкрепляется дошкольной подготовкой и реальным
пониманием возможных проблем.
Каждый ребенок, который идет
в первый класс, хочет быть успешным. Но не каждый может стать таким из-за
своей неподготовленности.
Может ли быть серьезной
проблемой что-то, упущенное в период подготовки ребенка к школе?
Решение. Серьезной проблемой в
последнее время стало и общее недоразвитие речи, которое встречается почти у
половины детей. Даже если у ребенка нет затруднений со звукопроизношением, это
не значит, что он хорошо владеет речью. На бытовом уровне, конечно, он вроде бы
все верно говорит и понимает, но для хорошей учебы этого может оказаться
недостаточно.
Ситуация. В любом возрасте дети с
удовольствием слушают сказки.
Как с помощью сказки
развивать мышление ребенка?
Решение. Анализируя содержание сказки
и устанавливая связи ее содержания с какими-либо другими формами речевого
выражения (пословицами, поговорками), можно учить детей мыслить: сравнивать,
сопоставлять, противопоставлять, обобщать и т. д. Важно проводить аналогии
между различными явлениями, встречающимися в сказках и в жизненных ситуациях.
Ситуация. Мышление в раннем возрасте
«вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он
познает окружающий мир, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить.
Что необходимо для того,
чтобы у ребенка развивалось наглядно-действенное мышление?
Решение. Формирование
наглядно-действенного мышления становится возможным при такой организации
обучения, при которой свойства изучаемого объекта определяются в практическом
действии.
Вопрос. Что необходимо для развития
наглядно-образного мышления?
Ответ. Для этого необходимо научить
ребенка преобразовывать ситуацию на образном уровне, решать задачи на основе
представлений и планирования.
Вопрос. Что необходимо для развития
словесно-логического мышления?
Ответ. Необходимо научить ребенка
речевым действиям с опорой на понятие (знание общих и существенных признаков
предметов и явлений действительности, закрепленных в словесной форме). Но
имеющиеся у детей представления стихийны, а потому не могут превратиться в понятия.
Чтобы это произошло, надо научить ребенка выделять в предметах существенные
признаки, которые и определяют данное понятие. Затем нужно предложить ему в
развернутом рассуждении воспроизвести все основные моменты этого действия. В
конечном счете подобные рассуждения будут проводиться не вслух, а про себя, во
внутренней речи.
Ситуация. Мама думает, что Денис
ленится, вредничает, все делает назло: опаздывает в школу, забывает выполнять
домашние задания. Уроки он делает, только если она сидит рядом с ним и следит,
чтобы он не отвлекался. Сам же ребенок не понимает, почему родители на него
злятся, ведь он неплохо учится, отлично рисует и мечтает записаться в кружок.
Каковы возможные причины
недостаточной самостоятельности?
Решение. Дети, конечно, бывают разные. Но недостаток
самостоятельности и волевой активности может быть связан с воспитанием.
Слишком строгое приучение к дисциплине и порядку в младшем возрасте иногда
приводит к тому, что ребенок избегает любой самостоятельности в своих
действиях. Он ждет указаний и руководств, боясь сделать что-то неправильно.
|