Обычно
поощряются две формы поведения. Одна из этих форм - правильные действия в той
или иной области. Ребенок может что-то хорошо сделать, и за это его похвалят. В
школьной жизни одобрение родителей обычно связано с хорошим ответом или
похвальными отзывами учителя. Вторая форма - это нравственное поведение, т. е.
форма, которую ожидают от ребенка родители, главным образом в критических
ситуациях. Почему же нужно разграничивать эти две формы поведения?
Прежде
всего, потому, что всякой успешной деятельности, действиям присуща одна
особенность, о которой часто забывают, - это ощущение успеха, уже само по себе
являющееся своего рода наградой. Если ребенку что-либо удается в самом раннем
детстве, успех вызывает у него настолько сильное чувство удовлетворения, что
этот успех можно рассматривать как врожденное, автоматическое поощрение. Но
нравственному поведению такое врожденное поощрение не свойственно, ведь каждое
общество и каждая эпоха имеют свою мораль, а нравственное поведение вообще не
рождается с ребенком, ему нужно учиться, и поэтому поощрение правильного
нравственного поведения - это дело воспитателя. Если успешным действиям или
умному поведению изначально свойственно врожденное поощрение, возникает вопрос:
нужно ли при этом какое-то иное, дополнительное поощрение? Дело усложняется еще
и тем, что дополнительные поощрения могут быть причиной тяжелых психологических
издержек, которые общество замечает, не так отчетливо, как тяжелый грипп.
Тяжелые психологические издержки вначале едва заметны, вследствие этого
запаздывает и быстрая реакция родителей или воспитателей, в результате эти
издержки могут стать даже более опасными, чем тяжелый грипп.
Таким образом, можно
видеть, что ребенка, который еще в раннем детстве обладал этим столь важным
человеческим качеством, внешними поощрениями мы постепенно приучаем к тому, что
все его действия должны вознаграждаться извне. Именно поэтому поощрения должны
применяться очень осмотрительно, в особенности
в тех случаях, когда они связаны с манипуляционными или интеллектуальными
действиями ребенка, а не с подкреплением его нравственного поведения. Мы
считаем, что следуй отказаться от всех преподношений за успехи в учебе за
исключением, пожалуй, книги или иной мелочи, которую ребенок получит от
родителей в конце года. Под
поощрением нельзя понимать конфеты, игрушки подарки. Подарок всегда и при любых
обстоятельствах делается ребенку такому, какой он есть на самом деле, - плохому
и хорошему, иными словами, человеческой личности со всеми его положительными и
отрицательными сторонами. Поощрение же
дается только за хорошие стороны поведения. Это
следует особо подчеркнуть хотя бы потому, что сегодня уже нередко даже Деда Мороза
родители припасают только для хороших деток, говоря при этом, что он знает всех
хороших ребят, которым нужно принести подарок.
Среди обычных высказываний
родителей весьма часто фигурирует формула: если будешь хорошо вести себя,
получишь в день рождения то-то. Подарки не следует использовать в определенных
воспитательных целях, ведь подарок должен служить тому, чтобы родители и дети
радовались друг другу, именно это и призваны выражать подарки. Естественно, эти
отношения взаимны, ребенок также делает подарки родителям независимо от того, «внесены»
они в списки Деда Мороза как хорошие
папа и мама или нет. Поощрение и в
самом деле служит целям воспитания, но это средство может быть по-настоящему
эффективным лишь при условии сознательного его применения в том случае, если мы
будем поддерживать в ребенке стимулирующее влияние ощущения собственного успеха
и подкреплять его своей радостью, чувством удовлетворения. Специфика
взаимоотношений между родителями и ребенком, его зависимое положение исключает
возможность того, чтобы ощущение успеха воспринималось ребенком очень остро,
если родители не будут сочувственно относиться к его действиям и не разделят с
ним радости успеха.
Поощрение стимулирует развитие положительных качеств. Оно
ориентировано на хорошие действия и закрепляет их. Его эмоциональная структура
включает в себя рост самоуважения, чувства компетентности, уверенности в себе.
Поощряя ребенка, опирайтесь на то хорошее, что в нем есть, укрепляйте его веру
в себя, помогайте становиться лучше.
|