«Терпимость — это не уступка,
снисхождение или потворство. Терпимость — это
прежде всего активное отношение, формируемое на
основе признания универсальных прав и основных
свобод человека. Ни при каких обстоятельствах
терпимость не может служить оправданием
посягательств на эти основные ценности;
терпимость должны проявлять отдельные люди,
группы и государства» (Декларация принципов
толерантности ЮНЕСКО. 1995 г. Ст.1.2.).
Наличие у нас в стране большой сети
специализированных образовательных дошкольных
и школьных учреждений не решает проблемы
адаптации и социализации детей с проблемами
развития в нашем обществе, так же как и не
решает проблему толерантности общества к таким
детям. У родителей, которые не сдают детей в
интернат, возникают большие трудности. Наличие
такого ребенка в социуме не предусмотрено. У нас
нет разработанных адаптационных программ и
технологий для обучения и воспитания детей с
особенностями развития.
Подобное
разделение общества на «больных» и «здоровых»
представляется нам негуманным. Каждому ребенку
нужен мир, который принимал бы его всего целиком
и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка
личностью, обладающей своими особенностями.
Именно такой подход может называться
«принимающим», так как только в интегративной
среде возможна обоюдная толерантность: дети с
особенностями развития получают поддержку и
реальное принятие обществом, что значительно
увеличивает их способности и возможности.
Здоровые сверстники в интегративной среде c
большой степенью вероятности вырастают более
толерантными, общительными, с более адекватной
самооценкой, менее тревожными и агрессивными,
более творческими, чем дети в обычных детских
садах.
Подобные качества в современном мире, где
участились акты нетерпимости, насилия,
ксенофобии и дискриминации социально наименее
защищенных групп населения, очень важны. При
наличии сети интегративных дошкольных
учреждений родители, воспитывающие
детей-инвалидов, перестают быть изолированной
социальной группой, они больше не стоят перед
выбором — отдать ребенка в закрытое специальное
учреждение, фактически отказавшись от него, или
постоянно находиться с ним, отказавшись от
социальной жизни.
Основная проблема — это разработка
современных подходов к воспитанию толерантного
самосознания у дошкольников. Основной целью
нашей работы является не формирование
самосознания у детей с помощью насаждения
взглядов взрослых, а создание таких условий, при
которых толерантность у ребенка проявляется как
естественное качество его личности. А это
возможно только в интегративной среде. Обучение
и воспитание ребенка в интегративной среде
делает его толерантным не только к детям с
особенностями развития, но и к детям,
воспитывающимся в семьях с другими религиозными
и национальными традициями. Такое воспитание
направлено на преодоление чувства страха и
отчуждения у детей и взрослых по отношению к
другим.
За годы работы интегративного детского сада
накоплен положительный опыт, создан коллектив
профессионалов, удалось добиться первых
результатов: популярности идей толерантности
среди населения и признания коллег. Работа
детского сада является практическим воплощением
признания того, что люди, различающиеся по
внешнему виду, положению, речи, поведению и
ценностям, обладают правом жить в мире и
сохранять свою индивидуальность.
Направления формирования
толерантности в интегративном детском саду
1. Формирование толерантности у детей
дошкольного возраста по трем направлениям: а)
позитивное отношение к людям с ограниченными
возможностями, б) научение способам разрешения
конфликтов («Практическая детская
конфликтология»), в) изучение национальных
особенностей других народов («Все мы похожи»).
2. Развитие толерантного самосознания
(личностного и профессионального) у родителей и
специалистов.
3. Распространение идей толерантности и
практического опыта их формирования в условиях
интегративного детского сада.
4. Принятие людей с ограниченными
возможностями.
Данная методика решает следующие задачи:
развивает в детях способность в каждом человеке
видеть его особенности («Только у Веры такие
нежные руки», «Только я обижаюсь на громкий
голос»). С другой стороны, игротерапевтические
занятия позволяют каждому ребенку испытать
чувство принадлежности к группе сверстников («Я
так же, как и все, люблю, когда обо мне заботятся»).
Под таким углом зрения видны лишь человеческие
качества, а не диагноз.
В игротерапевтических занятиях используются
телесно-ориентированные психотехники, что
позволяет детям получать переживания и
усваивать их на базовом, физиологическом уровне
(тепло — холодно, приятно — неприятно и т.п.),
минуя моральные, оценочные суждения (хорошо —
плохо). Ниже приводится примерный график занятий.
Позитивное отношение к людям с
ограниченными возможностями
Занятия 1–3. «Лабиринт». Дети
разбиваются на пары, один играет роль ведущего,
другой — ведомого. У ведомого завязаны глаза.
Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем,
по маршруту (построенному из мягкого
конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и
пр.). Затем дети меняются ролями.
Занятия 4–6. «Научи меня
говорить». Все участники (дети и взрослые)
принимают на себя роль людей с трудностями
общения, не говорящими — общаемся с помощью
жестов, знаков, специальных символов,
нарисованных на майках.
Занятия 7–10. Танцы руками.
Занятия под музыку (разную по темпу и настроению
— расслабляющую, активную, грустную и пр.) в
парах. Тело одного ребенка становится
танцевальной площадкой для рук другого.
В конце каждого занятия традиционная часть —
чаепитие с обсуждением, где каждый делится
своими впечатлениями. Например, кем понравилось
быть — ведущим или ведомым, есть ли разница —
с кем играть в паре. Также все обсуждают план
следующего занятия.
Практическая детская конфликтология
Эта методика помогает детям справиться с
подавленной агрессией, осознавать свои желания,
искать способы удовлетворения своих желаний.
Дети учатся следующим умениям: соблюдать
правила, договариваться, учитывать мнение
другого, отказывать, выигрывать и проигрывать.
Занятия 1–3. Цель — отработка
подавленной агрессии. Бои по правилам. Рыцарский
турнир. Бокс. Бой подушками на перекладине.
Каждое из занятий оформляется по теме. И каждый
из детей вступает поочередно друг с другом в бой,
соблюдая принятые правила. На занятии
используются только безопасные материалы
(воздушные шарики, мягкие подушки).
Занятия 4–6. «Сам такой». Цель
— отработка подавленной оральной агрессии. Дети
встают полукругом, один из детей встает напротив
и подушкой кидает по очереди в каждого ребенка,
обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем,
видом транспорта — может быть использована
любая тема, кроме животных), в ответ дети кидают
подушку, говоря «сам такой» или «сама такая».
Занятия 7–9. Цель — развитие
коммуникации, умения работать в команде. Игры с
парашютом. Дети берут парашют (большое полотнище
без строп) за лямки и вместе выполняют различные
упражнения, которые требуют сплоченности
команды (например, подкидывают мячик, бегают по
кругу как на карусели, по команде залезают под
парашют и устраивают кучу-малу).
Занятия 10–11. Цель — развитие
навыков планирования своих действий, умение
работать совместно. Игры с туалетной бумагой
(подробно описаны в методике по проведению
групповой игротерапии).
Занятия 12–14. Разыгрывание по
ролям конфликтных ситуаций со сменой ролей и
способов их решения. У ведущих имеются
заготовленные сюжеты для конфликтных ситуаций и
способов их разрешения, и им посвящена первая
половина занятий, вторая же половина состоит из
предложенных детьми ситуаций и способов.
«Все мы похожи»
В основу занятий положена книга «Мы все так
похожи», изданная Дорлинг Киндерсли в
сотрудничестве с ЮНИСЕФ, а также изучение
национальных особенностей детей из бывших
союзных республик.
Занятия 1–12. На этих занятиях мы
знакомимся с ребятами из разных стран мира,
которые рассказывают о своем доме, о школьных
уроках, о книгах, игрушках и о любимой еде. Все,
что можно сделать, — попробовать национальную
еду, построить или нарисовать дом, сделать
национальные сувениры или примерить
национальную одежду — мы планируем воплощать на
наших занятиях с обязательным обсуждением
собственных впечатлений.
По итогам каждого цикла занятий планируется
проводить конкурсы детских рисунков и сказок на
тему толерантности, где воплотятся впечатления
детей от приобретенных знаний. Также планируется
издание календаря с детскими рисунками и
небольших брошюр со сказками (при наличии
финансовых средств), рассылка их по разным
городам России и другим странам мира.
16 ноября — День толерантности. Праздник
рисунков. Мы пишем вместе с детьми письма
Незнакомому другу и рассылаем их по России и в
другие страны мира — в детские сады, больницы и
т.п. с рассказами о нашем празднике, детском саде
и на другие темы. В празднике принимают участие
дети, посещающие интегративный детский сад, их
родители, братья, сестры, дедушки и бабушки.
Обычно приглашаются представители местных
органов власти, специалисты в области
дошкольного воспитания. В дальнейшем мы
планируем создать видеофильм о празднике.
Группа родительского общения
Группа родительского общения проводится с
периодичностью 1 раз в месяц, направлена на
выявление и проработку страхов, агрессии,
связанных с неприятием тяжелых заболеваний,
национальных особенностей, социальной изоляции
и др. Как показал опрос, проведенный среди
родителей интегративного детского сада,
подобные чувства испытывают в той или иной
степени родители всех детей. Например, родители
мальчика с синдромом Дауна, воспитывающегося в
семье с рождения, были озабочены, не повлияет ли
на него отрицательно общение с мальчиком с
синдромом Дауна, который первые три года своей
жизни провел в детском доме.
Группы организованы по запросу родителей,
обращавшихся за консультацией к психологам. В
работе используются следующие методы: лекции,
беседы, фольклорные игры, гештальт-терапия,
телесно-ориентированные психотехники. Группы
родительского общения работают по темам
«Страхи», «Чужой, другой», «Особенности
взаимодействия детей и родителей», «Особый
ребенок и общество», «Различные стили
воспитания», «Особенности развития или
индивидуальные черты?» и др.
|