Причины этому могут быть
самые разные. У каждого ребенка свой темперамент. Живому, подвижному и
активному малышу сложно играть с медлительным и задумчивым. Кроме того, в
каждой семье — свои традиции и свой стиль воспитания. У кого-то этот стиль
либеральный (ребенку прощаются многие слабости, нет ограничений), а в другой
семье принят, к примеру, авторитарный стиль (ребенок растет в жестких рамках
многочисленных правил и запретов). Очевидно, что детям из этих семей нелегко
будет найти общий язык.
Заставить своего ребенка
общаться с детьми ваших друзей просто потому, что это вам удобно, чаще всего
трудно.
Даже закадычные подруги могут
рассориться напрочь, если не поладят между собой их дети.
Ситуация. Если ваш ребенок созрел для
совместного общения со сверстниками, родители должны помочь организовать ему
встречу с ровесниками.
Как лучше эту встречу
организовать?
Решение. Лучше всего, чтобы первая
встреча произошла на нейтральной территории — на детской площадке, в парке. В
этом случае детям не придется решать проблемы территории, поскольку там нет ни
«хозяина», ни «гостя». В случае когда гости приходят к вам, нужно заранее
подготовить пространство для совместной деятельности детей. Комната должна быть
психологически комфортной. Поэтому те игрушки (книжки, вещи), которые наиболее
дороги сердцу вашего ребенка, стоит заранее убрать из поля зрения. У каждого
человека есть вещи сугубо «для личного пользования». Ребенок, как и взрослый,
имеет право на свои собственные вещи! Сделав это, подумайте вместе с ребенком,
чем он будет заниматься со своим гостем. Играть в строительство замка? В дочки-матери?
Или, быть может, рисовать на большом листе бумаги?
Приготовьте вместе с ребенком
то, что может понадобиться для игры. Такая подготовка очень важна: с одной
стороны, она позволяет ребенку мысленно «проиграть» ход событий, а с другой —
дает возможность почувствовать себя хозяином положения. Первое время, возможно,
вам тоже придется принимать участие в детской игре, направлять ее ход и показывать,
как конструктивно можно решить те или иные проблемы.
Ситуация. Если взрослый (родитель,
воспитатель или учитель) с внутренним локусом контроля, то и ребенок может быть
воспитан так же, и наоборот, если взрослый с внешним локусом контроля, то и
ребенок будет воспитан с таким же видением причин происходящего.
Какой вывод может быть сделан
из этих наблюдений?
Решение. Ребенок, подражая взрослым,
перенимает их способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важно
взрослым самим или с помощью психолога воспитать в себе внутренний локус
контроля.
Для этого нужно пройти
тренинг мотивации достижения, внутренней мотивации, с тем, чтобы выработать
умение эффективно поощрять. Воспитателю или учителю желательно на эту тему
провести родительское собрание, на котором нужно ознакомить с умениями
находить причины происходящего в себе, преодолевать трудности.
Ситуация. За последние 10 лет число
детей с диагнозом «аутизм» увеличилось в 10 раз и достигло отметки 50 случаев
на 10 000 человек.
Предположите причины этого
явления.
Решение. Причин этому много. В
частности, чем выше возраст отца (особенно если он превышает 40 лет), тем
больше вероятность рождения аутичных детей (особенно после 40 лет). Чаще
рождаются дети-аутисты у пар ученых, математиков, инженеров. У детей в таких
семьях снижена способность к общению.
Ситуация. Обычно наивный оптимист
говорит: «Никаких проблем нет, все замечательно». Оптимист разумный скажет:
«Проблемы есть, но я их постараюсь решить». В основе такого оптимизма лежит
вера в себя, умение радоваться жизни и способность действовать. Для каждой проблемы
можно найти решение, пусть и не идеальное. Каждую учебную задачу решить можно и
нужно.
Можно ли научить ребенка быть оптимистом?
Решение. Да, но это требует усилий и
желания самого ребенка. При развитии у ребенка оптимизма нужно иметь в виду
следующее: если пессимист при каждой возможности видит трудности, то оптимист
в каждой трудности видит возможности.
Если люди возлагают
ответственность за события на себя, то они более активны и добиваются большего,
чем те, кто во всем винит обстоятельства.
Исследования показывают, что
дети, которые хорошо успевают в школе, верят, что их достижения — результат их
способностей, а провалы связаны с тем, что они недостаточно постарались: «Так
сложились обстоятельства, это быстро пройдет».
Те же, кто учится не так
хорошо, каждый свой успех объясняют легкостью задачи или случайным везением, а
неудачи приписывают недостатку способностей: «Так будет всегда и со всем, к
чему бы я ни прикоснулся».
Оптимизм — это не просто
отсутствие пессимизма, а качественно другое состояние. Оптимисты уверены в
себе, у них выше удовлетворенность своей жизнью, больше друзей, они чаще
нравятся окружающим.
Тоскливое настроение, утрата
интереса к любимым играм и увлечениям, заниженная самооценка и чувство
неуверенности в себе, пессимистичное, мрачное видение будущего чаще
встречаются у детей, чьи родители страдают от депрессии.
Оптимистический или
пессимистический взгляд на мир и будущее формируется в детстве с помощью двух
механизмов научения: импринтинга и подражания. Маленькие дети, как губка,
впитывают все, что происходит вокруг. Они перенимают наши движения, действия,
эмоции и даже отношение к миру. Общий жизненный настрой закладывается в самом
раннем детстве.
Своим поведением, своим
выбором в разных жизненных ситуациях мы предлагаем детям образцы отношения к
миру. Все, что мы чувствуем, ребенок хорошо улавливает. Он делает первые шаги,
пытается все потрогать, до всего дотянуться, все схватить. Если мама в этот
момент напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка
возникает ощущение того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он
чувствует себя защищенным, и мир кажется ему дружественным и интересным.
Надо стараться передать детям
свой положительный настрой. Необходимо помогать ребенку, развивать их
интеллектуальные навыки: умение проводить анализ ситуации, поиск ошибок,
планировать интеллектуальные действия, контролировать их эффективно запоминать
и др. По мере выработки интеллектуальных навыков дети станут жизненными
оптимистами прежде всего потому, что стали верить в себя
|