Ситуация. Х. Химмельвейт пишет, что,
когда на «Би-Би-Си» появились образовательные программы («Новости науки», «Из
тропических лесов» и др.), дети, имевшие доступ к двум каналам, «Би-Би-Си» и
коммерческому, почти всегда выбирали последний и смотрели на нем мультфильмы и
вестерны. Но если у детей был доступ только к одному каналу и им приходилось
выбирать между просмотром общеобразовательных программ и выключением
телевизора, то они вели себя иначе: большинство детей отдавали предпочтение
общеобразовательным программам и получали от них удовольствие.
Какой психологический вывод
можно сделать из приведенных фактов?
Решение. Дети, которые имели доступ к
одному каналу, открывали для себя образовательные программы и получали от них
удовольствие.
Дети, которые могли выбирать
любую программу, не выбирали ту, которая с образовательной точки зрения более
стоящая, и таким образом лишились возможности получить новые знания и
расширить свой кругозор.
Вкусы детей должны
формировать родители и взрослые, работающие в специальных и общеобразовательных
школах.
Ситуация. Дети, имея свободный
самостоятельный доступ ко многим каналам телевидения, склонны смотреть то, что
само по себе спонтанно привлекает их внимание. В этом случае фильмы выбирают
их, а не наоборот. Но приобщение к киноискусству путем необдуманного,
безвольного выбора чаще приносит вред художественному и социальному развитию
ребенка, поскольку то, что привлекает непроизвольное внимание, зачастую
представляет собой коммерческую уловку.
Как можно добиться
осознанного выбора детьми образовательных программ?
Решение. Ребенок должен научиться
осмысленно управлять собственным вниманием в процессе художественного
восприятия. Для этого необходимо специально организованное художественное
воспитание в школе. Учащиеся должны научиться подчинять не выбор вниманию, а
внимание выбору.
Безусловно, если ученик
приобретет способность «владеть» вниманием и ориентировать его на то, чему
сознательно отдано предпочтение, его интересы будут качественно изменяться,
расширяться и углубляться.
Учитель может оказать большую
помощь школьникам в развитии зрительской избирательности при формировании
индивидуального кинорепертуара.
Ситуация. У. Шремм в исследованиях
обнаружил два типа детей, по-разному осуществляющих выбор из двух доступных
телепередач.
Реалистический тип: предпочитают
новости, интервью, документальные, образовательные программы.
Фантастический тип: выбирают
вестерны, передачи о криминале, поп-музыку, шоу и т. д.
При более глубоком анализе
выяснилось, что соответствие ребенка тому или иному типу во многом зависит от
его жизненных установок и от принадлежности к тому или иному социальному
классу.
Дети родителей среднего
класса под влиянием установок на достижение успеха в жизни ориентировались на
восприятие реалистического материала, а по мере взросления все больше
переключали свое внимание с телевидения на печатную продукцию.
Дети родителей низшего класса
делали выбор, руководствуясь принципом «сиюминутного удовольствия», и,
соответственно, выбирали для просмотра фантастический материал, то есть чистый
вымысел.
Какой вывод может быть сделан
из проведенного эксперимента?
Решение. Выявленные факты
свидетельствуют о влиянии родительских установок на будущую профессиональную
деятельность. Исследование показывает важность художественного воспитания и
образования, которые скорее получат дети, чьи родители принадлежат к среднему
классу, в отличие от тех, чьи родители являются представителями низшего
сословия.
Ситуация. Мама, сыну которой 3,5 года,
считает, что достаточно иметь картинки с изображениями предметов, игрушек. «А
то ведь и места в комнате нет», — заявляет она.
Оцените мнение мамы. Как
правильно создать предметно-игровую среду для общения ребенка со взрослым?
Решение. Игры с картинками не заменят
игрушек, так как ребенок может ощутить реальный предмет, выполнить с ним
определенные действия. А предмет, изображенный на картинке, он может лишь
узнавать, называть, рассказывать о действиях с ним, и то только в том случае,
если ему об этом рассказали, а он запомнил.
С помощью реальных предметов
и игрушек взрослый может показать ребенку их многофункциональность,
разнообразие слов, обозначающих действия с ними. Это относится к материалам,
необходимым для конструирования, связанным с изобразительной деятельностью, с
предметами для ручного труда.
Предметно-игровую среду
взрослому периодически следует изменять и побуждать к этому ребенка.
|