Вопрос. Что мешает психическому
развитию ребенка, его общению?
Ответ. Препятствует психическому
развитию ребенка педагогическая и психологическая неосведомленность родителей,
которая выражается несколькими моментами.
Слабое представление о
вопросах генезиса речевого развития, незнание особенностей кризисов возрастного
развития и отсутствие навыков правильного поведения с ребенком.
Неправильно усвоенные
стереотипы поведения, примером чего могут служить такие высказывания: «Нет
необходимости отвечать на все детские вопросы», «Подрастет — сам поймет».
Личные проблемы и особенности
родителя, которые он привносит в общение с ребенком, например если мама
говорит: «Я должна много работать, чтобы доказать бывшему мужу, что я живу
лучше его» или «Я скромный человек и требую подобного поведения от своего
ребенка».
Наличие у ребенка нарушений
психического развития.
Вопрос. Какова роль общения в
детстве?
Ответ. Общение для маленького
ребенка — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное
условие формирования его личности, его психического развития.
Ситуация. Известны случаи, когда по тем
или иным причинам маленькие дети лишаются необходимого общения, родительской
заботы.
Как это сказывается на
психическом развитии ребенка?
Решение. При отсутствии общения дети в
возрасте 3—5 лет не говорят, не владеют простейшими навыками самообслуживания,
проявляют пассивность, не ходят.
В исследованиях выявлено, что
дети, растущие в детских домах, отстают в психическом развитии от своих
сверстников, живущих в семье. Казалось бы, физический уход, питание и т. д. в
детских домах не хуже, чем в семье. Но нет родительской заботы, детям недостает
нормального общения.
Ситуация. Некоторые родители
ограничиваются следующей схемой общения.
Мать: «Как дела? Что нового?» Сын:
«Нормально. Ничего».
Мать: «Поел?» Сын: «Да».
Мать: «Уроки выучил?» Сын: «Да».
К чему приведет такая схема
общения?
Решение. При таком общении сохраняется психологическая
дистанция, а в его основе ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности.
В таких обстоятельствах общения родителям будет трудно сохранить авторитет,
ведь, к сожалению, потерять его намного легче, чем приобрести.
Родители часто борются с
упрямством своего ребенка. Увлекшись этой борьбой, они перестают видеть
ребенка, видят только цель, которую поставили перед собой: «Нужно доказать,
что я сильнее (умнее, старше и т. д.), заставить ребенка понять, что родителей
надо слушаться». Потерпев же поражение в этой борьбе, родители обращаются к
психологу за помощью, просят: «Сделайте с ребенком что-нибудь».
Какой должна быть реакция
психолога на такую просьбу?
Решение. Психолог не станет пополнять
родительский арсенал средств воздействия на ребенка, а будет изменять позицию родителей,
их отношение к ребенку. Предварительно он выяснит, что вкладывают они в
понятие «упрямство». На самом деле оно может иметь самые разные значения:
невнимательность, гиперактивность, закомплексованность, утомляемость,
возбудимость, заторможенность, фобия, слабая обучаемость, самооценка,
неуверенность и др. Нередко это может быть и смешением разных смыслов, например
объединение упрямства с настойчивостью или целеустремленностью.
Психологом должны быть
подвергнуты анализу возрастные особенности ребенка, частота и интенсивность
проявлений упрямства, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится
несговорчивым, что этому предшествует. Нередко выясняется, что ребенок может
заявлять о своих желаниях через выражение несогласия.
Ситуация. Основы грамотной речи дети
приобретают при взаимодействии с родителями, братьями, сестрами, сверстниками,
учителями.
В чем проявляется различие
этих действий?
Решение. Наибольший вклад в развитие
грамотной речи ребенка вносят родители. Они должны вести постоянные разговоры с
ним, носящие эмоциональный характер. Специальные задачи на занятиях чтением и
письмом не ставятся, так как это делает квалифицированный учитель. Со
сверстниками же в ходе обсуждения возникающих проблем дети делятся своими мыслями,
много разговаривают.
Ситуация. В общении со своими детьми
родители часто сравнивают их с другими. Мама Нины, довольная поведением своей
дочери, говорит: «У тебя все получается, ты лучше всех», «Ты у меня самая
красивая». А вот мама Тани, выражая недовольство ее поведением и желая, чтобы
та была организованнее и развивалась лучше, часто твердит: «Все дети, как дети,
только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее
получается, а у тебя...».
Обе мамы желают добра своим
детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
Есть ли зависимость
направления проектирования от особенностей личности матери?
Решение. Обе мамы своих детей
сравнивают с другими детьми, но первая применяет позитивное сравнение, а
вторая — негативное. Тем самым определяется различное проектирование поведения
Нины и Тани.
Если мать — уверенный в себе
человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других
детей с положительной стороны. Это способствует повышению социального статуса
ребенка и занятию им благоприятного места в системе межличностных отношений со
сверстниками.
Если же мать — человек,
неуверенный себе, если она чувствует себя в чем-то хуже других людей, то и к
своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную
неуверенность. Ребенок в этом случае будет иметь низкий социальный статус.
Вообще же, лучше сравнивать
поведение детей с их же собственным поведением, которое было отмечено в
прошлом.
Ситуация. Каждая мать желает, чтобы
ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, чтобы он был «порядочным
человеком», «честным», «умным», чтобы «хорошо учился» и т. д.
Почему же, несмотря на
желание сделать своего ребенка хорошим и умным, некоторые матери все же
осуществляют негативное проектирование?
Решение. Для выбора негативных
воздействий на своего ребенка есть несколько причин.
К матери в прошлом так же
относились ее родители. У нее закрепилось в сознании, что к ребенку надо
относиться строго, контролировать его, не хвалить, иначе тот может вырасти
эгоистом.
Обиженной женщине сын
напоминает отца, с которым она в разводе. Потому она считает: «Ребенок не
должен быть таким, каким был его отец».
Очень медлительный ребенок у
быстрой и подвижной матери. Испытывая раздражение, такая женщина постоянно
делает негативные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее,
поторапливайся!». Она вечно подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не
будет успевать делать вовремя.
Неудовлетворенная жизнью мать
действует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачник».
Такая женщина часто кричит, ругает своего ребенка просто по причине хронической
усталости. Типичные фразы, которые можно услышать от нее: «Делай, как я
сказала, и не рассуждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ничего сам не
можешь сделать!».
Тот подавляющий стиль
отношений, который использует муж в отношении жены, последняя, в свою очередь,
переносит на ребенка.
Ситуация. Исследования показывают, что
в зависимости от стиля родительского воспитания детей в семье формируются
различные реакции детей, разные модели их общения, и получаются соответствующие
результаты воспитания.
Только ли стиль родительского
воспитания влияет на результаты воспитания ребенка в семье?
Решение. Результат воспитания ребенка
зависит не только от стиля и степени активности родительского влияния, но и от
силы и активности самого ребенка.
Сильный ребенок будет
бороться за возможность самостоятельно строить свою жизнь, преодолевать
установки родителей и, повзрослев, уйдет от их влияния.
Слабый ребенок тоже может
уйти от влияния родителей, утверждая свою взрослость и желание «жить своей
жизнью», но часто это возможно при условии, что он найдет сильного партнера на
стороне и будет подчиняться ему вместо родителей.
Может быть и такое, что
ребенок уходит от реальности в символический мир творческого самовыражения
(музыка, рисование и др.). В этом мире он чувствует себя свободным и значимым.
|