Сильвия
не работала до тех пор, пока ее младшая дочь Паула не пошла в первый класс.
Семье требовался дополнительный доход, и Сильвия снова пошла работать
программистом (эту работу она оставила после рождения первого ребенка). Но у
Сильвии были некоторые опасения. Будет ли у нее в конце дня достаточно энергии,
чтобы справляться со своими обязанностями? Станет ли муж ей помогать? Не
почувствуют ли дети себя неуютно, поскольку привыкли все время быть рядом с
ней? А что будет, если дети заболеют или когда пойдут на летние каникулы?
Сможет ли она справиться со всеми беспокойствами и потрясениями, связанными с
попытками угодить и начальству, и семье?
Что
нужно принять во внимание
Больше
половины матерей теперь работают.
Существует
эффект «переливания через край». Нелюбимая работа может усилить напряжение в
семье, хотя если семейная жизнь счастливая, то зачастую с трудностями на работе
справляться легче. Женщины, занятые интересной и любимой работой, чаще сообщают
о том, что им легче переживать взлеты и падения на родительском поприще, чем
женщины, занятые скучной работой.
Когда
пытаешься оценить, насколько тебе удается управляться с детьми, то приходишь к
выводу, что занятость здесь не самое важное. Гораздо важнее качество семейной
жизни.
Дополнительный
доход, конечно, может повысить уровень жизни ребенка. Однако исследования
показывают, что если родители из-за своей занятости меньше времени проводят с
детьми, то у детей снижается способность к адаптации и школьная успеваемость.
Работающие
родители при своем ограниченном времени больше внимания уделяют младшим детям.
(Не замечая старших.)
Некоторые
факты (хотя и спорные) показывают, что дети, которые в первый год своей жизни
проводили в яслях более двадцати часов в неделю, становятся меньше привязаны к
родителям, а в школе более агрессивны и непослушны.
Как
нужно говорить
Многое
зависит от того, насколько счастливым или несчастливым возвращается родитель с
работы. СООБЩИТЕ четко ребенку, как ваша работа отразится на нем: «Я буду
уходить на работу после того, как провожу тебя к школьному автобусу, и
возвращаться примерно через час после твоего прихода из школы. Это значит, что
о тебе будет заботиться (папа, старшая сестра, бабушка, соседка, ты будешь дома
один, будешь оставаться на продленный день и т. д.)».
«У меня
будет меньше времени на домашние дела, поэтому мне нужно, чтобы ты больше
помогала мне по хозяйству».
• «Для
меня важно, чтобы у нас с тобой каждый день было время на совместные занятия —
такие, как пение, чтение книг, домашнее задание, прогулки...»
• Если
вы собираетесь начать работать, то объясните почему. Если вы вынуждены работать
из-за нехватки финансов, то старайтесь говорить об этом оптимистично: «Если у
нас будут лишние деньги, то мы сможем купить новую машину, которая нам
действительно нужна. Кроме того, мы надеемся накопить денег на хороший семейный
отпуск».
• СОПЕРЕЖИВАЙТЕ: «Мне интересно, не обеспокоен
ли ты тем, что я пойду работать. Одних детей это беспокоит, других нет».
• «Ты взволнован! Ты хочешь услышать от меня
что-то интересное о том, как я провела сегодняшний день, не так ли?»
• Через
несколько дней после начала своей работы периодически спрашивайте ребенка, как
он ощущает перемены. Будьте осторожны с наводящими вопросами. «Я отработала
неделю. Как тебе было без меня?»
• Если
у вашего ребенка есть веские возражения или определенные интересы, то сделайте
все возможное, чтобы все уладить. Самое главное возражение — это то, что
ребенок теперь будет меньше вас видеть. Возражение обоснованное и на него не
все могут легко ответить. «Ты прав. Я действительно меньше уделяю тебе времени,
и мне этот момент очень не нравится. Я должна работать, поскольку мне нужны
деньги. Но я обещаю, что попытаюсь изменить свой график. У тебя есть
какие-нибудь идеи относительно того, каким образом мы сможем проводить больше
времени вместе?»
Как не
нужно говорить
• «Я
беру работу и уверена, что совместными усилиями мы прекрасно справимся с ней».
Не говорите сразу таких обнадеживающих слов. Подождите с предположениями о том,
как это отразится на детях, и прислушайтесь к их реакциям. Иначе вы не
заметите, что ребенку нелегко.
• «Я не смогу помочь тебе в этом, если у меня
будет работа. Тебе просто придется привыкнуть. Другие дети справляются с этим,
и ты тоже должен справиться». Это звучит так, словно вы чувствуете себя немного
виноватыми в том, что у вас работа, и упрекаете в этом детей. (Исследования
показывают, что женщины, имеющие специальность, чувствуют, что не уделяют своим
детям достаточно внимания, даже если проводят с детьми больше времени, чем их
мужья.) Говорите с детьми более нежно (они не виноваты), смотрите более
объективно на то, какие домашние дела делаете вы, а какие ваш супруг, и
решительно беритесь за дело.
• «Тебе
не нравится, что я работаю, не так ли?» или: «Тебе нравится, что я работаю,
правда?» Не задавайте наводящих вопросов. Дети могут ответить вам не то, что на
самом деле думают, а то, что вы хотите услышать. Основное правило: вы не можете
сделать абсолютно все. Если оба родителя работают, то что-то при этом
непременно страдает. Вы не сможете уделять столько времени, как прежде, своему
супругу, самой себе, своим детям и домашним заботам. Исследования показывают,
что жертвовать времяпровождением с супругом - это ошибка. Облегчите себе хлопоты
по хозяйству, наймите кого-нибудь, например, косить газоны и проводите больше
времени со своим супругом.
|