Для маленького человечка мир, в который он
недавно вошел, кажется необъятным, полным загадок и таинственных
явлений. Все ему хочется узнать, осмыслить, ко всему прикоснуться,
почувствовать форму предметов, прислушаться к новым звукам. Вот мама
показывает крохе картинки в книжке: "Это машина, а это автобус. Вот
лимон, а здесь апельсин..." Или раскладывает на полу карточки настольной
игры: "Это пожарник, а это — пожарная машина" и т. д.
И все же как ни хороши умные книги и
домашние игры, они дают малышу лишь ограниченное представление об
окружающем мире. Куда интереснее мир живой, наполненный движением,
множеством оттенков цветов и запахов.
При правильном подходе развивающим для
малыша может стать любое занятие, прогулка или поездка. Для него все
вокруг — это одна огромная развивающая среда. Важно лишь уметь
пользоваться ею для развития ребенка.
Развивает природа
Даже двор, где вроде бы все знакомо, каждую
минуту дарит малышу массу новых впечатлений и ощущений. Вот солнышко
коснулось лучиком лица — тепло. Набежала тучка, подул ветерок — стало
прохладно. Залаяла собачка, проехала машина, защебетала птица в ветвях
деревьев... А можно так организовать прогулку, чтобы этих впечатлений
было еще больше. Вот лишь несколько примеров.
игра по дороге в парк (2—7 лет)
Если долго идти по улице, волей-неволей
останавливаешь взгляд на проезжающих машинах. Папа предлагает игру:
"Выбирай, какого цвета твои легковушки?" Папа за время пути насчитал
всего четыре синих машины, а малыш — восемь красных.
С ребенком постарше можно играть
по-другому: "Решай, кому отдашь машину, которая сейчас появится из-за
поворота?" Папе достался грузовик, и он будет возить кирпич, чтобы
строить дачу, малышу — красивая голубая машина, а маме — целый автобус.
Мама довольна — поедем в лес по грибы большой компанией или к бабушке в
деревню. А вот кого приглашать, пусть решает сам малыш.
настроение (2—7 лет)
В парке хорошо бы настроиться на
гармоничный контакт с окружающей природой. Можно постоять, послушать
пение птиц, спросить, о чем они поют. Может, птицы радостно приветствуют
именно вашу дружную семью?
"к кустику беги!" (1,5-4 года)
Устройте перебежки. Мама командует: "Раз,
два, три — к березе беги!" Папа и малыш бегут, взявшись за руки.
Добежав, папа может спросить: "А как ты узнал, что это береза?"
Можно с мамой спрятаться от папы за кустом и
кричать: "Ау! Ищи нас, мы спрятались за кустом!" В этом случае
приобретение навыка ориентировки в пространстве сопровождается яркими
звуковыми впечатлениями, ребенок незаметно для себя точно называет
объекты, определяет свое местоположение: около куста, за дубом, под
березой.
кто чей родственник? (4—7 лет)
Предложите малышу найти как можно больше
родственников березы (дуба, яблони и т. д.) — "бабушку", "дедушку"
(старые деревья), "сестер", "детей" — и объяснить свой выбор. Выполняя
задание, ребенок сначала объединяет деревья по родовому признаку (в
данном случае все они березы), а затем среди похожих находит отличия
(старые — молодые, большие — маленькие, толстые — тонкие).
о чем думает дерево? (4—7 лет)
Можно наблюдать за изменениями,
происходящими в течение года с различными объектами: поляной, деревом,
кустарником, птицами. Как они меняются? Предложите ребенку зарисовывать
все перемены в альбоме. Важно, чтобы при помощи карандашей или красок
дети не только фиксировали свои наблюдения, но и выражали эмоции.
Предложите, например, определить настроение дерева, кустарника в разную
погоду. О чем они думают? Как мы можем с ними общаться?
кто бы это мог быть? (3—7 лет)
Для развития ребенка в процессе игры очень
важно задействовать все органы чувств. Предложите малышу найти дерево с
самой гладкой и самой шершавой корой, погладить его с закрытыми глазами и
ответить на вопрос: "Представь, что ты гладишь животное. Кто бы это мог
быть?"
"чур, у дерева!"
Перед началом игры выберите ведущего с
помощью считалки. Малыши с удовольствием расскажут любимый
стишок-считалку, выученный в детском саду, например такой:
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте- ин терес,
Выходи на букву "с".
Бубенчики,бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Сели на сарай.
Беги, догоняй!
Тот игрок, на кого попадает последнее
слово, становится ведущим. Он выходит на середину полянки. Остальные
располагаются возле деревьев. Каждое дерево, у которого разместился
игрок, пометьте яркими ленточками — только эти деревья будут участвовать
в игре. Затем игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача
ведущего — подбежать к дереву, не занятому ни одним из игроков. Тот, чье
место заняли, становится ведущим.
что исчезло? (3—7 лет)
Разложите на земле несколько разных
камешков, шишки, сухие листья и другой материал. Предложите ребенку их
запомнить, а затем отвернуться или закрыть глаза. В это время уберите
один из предметов или поменяйте их местами. Задача ребенка — определить,
что именно убрано, что изменилось. Чем больше вы используете предметов и
чем меньше они отличаются, тем сложнее задача.
|