Когда в понедельник дети приходят в детский сад и рассказывают нам о
том, как они провели выходные дни, то очень часто, даже летом, мы слышим
пересказы телесериалов, боевиков, триллеров, мультфильмов, которые дети
просмотрели в выходные дни и которые закончились далеко за полночь.
Конечно, в наши дни телевизор, магнитофон, компьютер
прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок
научится сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше
заменяет ему бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом…
Экран становится главным «воспитателем» ребенка. 93%
современных детей 3-6 лет смотрят телепередачи 28 часов в неделю, то
есть около 4 часов в день, что намного превосходит продолжительность
общения со взрослым.
Постараюсь объяснить, почему дошкольнику вредит
длительное общение с телевизором. Мой рассказ построен на вопросах
родителей, бабушек и дедушек и ответах на их вопросы.
-Почему родителей устраивает, что ребенок смотрит телевизор?
Потому что ребенок, когда сидит у телевизора, не пристает
к взрослым, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время
получает впечатления, узнает что-то новое.
-Родители думают, что ребенок с малолетства понимает происходящие на экране события. Так ли это на самом деле?
Это далеко не так. Маленький ребенок, действительно,
увлеченно следит за движением персонажей фильма, мультика, и может
горько заплакать, если телеэкран вдруг погаснет. Но малыш не вникает в
содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев, он видит
яркие движущиеся пятна, которые как магнит, притягивают его внимание. И
если вы усадите его перед окном стиральной машины, в которой крутится и
мелькает цветное белье, то увидите, что он будет смотреть на новый
«телеэкран» с такой же завороженностью, с какой раньше смотрел в
телевизор.
-Почему увлечение телевизором опасно именно в дошкольном возрасте?
Раннее и дошкольное детство (до 6-7 лет) определяет
дальнейшее развитие человека, это пора наиболее интенсивного становления
внутреннего мира, или закладка «фундамента» для формирования личности.
Упущенное в это время изменить или наверстать в дальнейшем практически
невозможно. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если
фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в
любой момент может обрушиться, так и со становлением личности маленького
человека. В психическом развитии каждый последующий этап
«накладывается» на предыдущий и во многом определяется им.
-Какие могут быть негативные последствия для здоровья и психики ребенка?
О нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной
осанке уже сказано довольно много, поэтому хочется поговорить о
психическом развитии ребенка. Печальные последствия телевизионного
досуга становится все более очевидными.
Одно из них – ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ. В последнее
время и родители, и педагоги часто жалуются на задержку речевого
развития детей: они поздно начинают говорить, разговаривают мало и
плохо, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь
нужна практически каждой группе детского сада. Как показывают
исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в
речевом развитии, причем за последние 20 лет число детей с отставанием в
развитии речи возросло более чем в 6 раз.
-Но ведь когда ребенок сидит у телевизора, он
постоянно слышит речь, и это, наверное, должно способствовать речевому
развитию. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой
мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и
не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте
происходит лишь в живом, непосредственном общении, когда малыш не только
слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в
диалог. Да, действительно, ведущие детских передач обращаются с
телеэкрана к детям, но ведь это не разговор, потому что детские ответы
телевизор, естественно, не слышит. Речь с экрана не становится для
ребенка «своей», она остается «пустым звуком», малоосмысленным набором
чужих слов. Поэтому дети, проводящие много времени перед телевизором,
часто бывают молчунами, а изъясняются больше криками и жестами.
-Чем еще грозит речевое отставание детей?
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у
детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо
занятии, отсутствие заинтересованности делом. Это симптомы заболевания,
названного «дефицит концентрации».
-В чем оно проявляется?
Дети с «дефицитом концентрации» излишне активны (их
отличает гиперактивность), очень рассеяны. Не могут сосредоточиться на
каком-то одном деле, перескакивают с одного занятия на другое,
лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако многообразие
впечатлений они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и
не связывая их между собой. Многим детям стало трудно воспринимать
информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и
связать отдельные предложения. По этой же причине им трудно читать даже
самые хорошие книги – им неинтересно, скучно. Понимая отдельные слова и
короткие предложения, они не запоминают их, в результате чего не
понимают текста в целом.
-Чем еще грозит «дефицит концентрации»?
Резким снижением фантазии и творческой активности детей.
Они теряют способность и желание занять себя. не прилагают усилий для
изобретения игр, сочинения сказок для создания собственного
воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать
что-то новенькое. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие
внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми.
-А каким образом это отражается на общении детей?
Общение со сверстниками становится все более
поверхностным и формальным, им не о чем разговаривать, спорить, нечего
обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку
телевизора и ждать новых – готовых –развлечений.
Постоянное отсутствие инициативы, несамостоятельность
мышления могут привести к тому, что ребенок попадает в зависимость от
лидера дворовой компании, а ведь далеко не всякий лидер – положительный
пример для подражания.
Очень страшны для ребенка и его окружения последствия
нарастающей внутренней пустоты – здесь корни жестокости и агрессивности.
Не умея убеждать словами, дети стараются «убеждать» кулаками.
-Но ведь мальчишки дрались всегда.
Это действительно так. Однако в последнее время
изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении
отношений драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим
на земле, то есть побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать
себя победителем.
В наше время победитель с удовольствием с бьет лежачего
ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не дают себе отчета в
собственных действиях и не предвидят последствий. Поражают не только
жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских
«шалостей». Подростки бьют и убивают друг друга не потому, что они злые и
коварные, и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому
что на душе пусто и хочется острых ощущений. Не случайно число
преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко
возросло.
-Где же выход? Как оградить детей от беды?
Родители и старшие члены семьи обязаны помнить, что их
обязанности по отношению к детям далеко не ограничиваются заботами
накормить и одеть. Детям необходимо постоянное и полноценное общение со
взрослыми – совместные игры, прогулки, поездки. Читайте ребенку книги, а
потом обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь, как прошел его день в
детском саду. Пусть дети рассказывают вам о своих друзьях, пусть делятся
своими мечтами, тогда сыновья и дочери сохранят эту потребность в
общении с вами и в школьные годы, и позднее.
-И все же, что делать родителям, ведь невозможно и бессмысленно исключить телевизор из жизни детей?
Телепередачи – естественно детское кино или хорошие
мультфильмы – родителям нужно смотреть вместе с детьми, а потом
обмениваться впечатлениями – это необходимо для развития ребенка.
А вообще подключать детей к информационной технике можно
лишь тогда, когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она
станет для них именно средством получения нужной информации, а не
властным хозяином над их душами.
КОМПЬЮТЕР, КАК И ТЕЛЕВИЗОР, НЕ ДОЛЖЕН СТАНОВИТЬСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ
-Разве в наше время разумно ограждать ребенка от
компьютера? Не хочется, чтобы он был «белой вороной» среди своих друзей,
которые уже освоили эту технику. Тем более что в некоторых школах уже в
начальных классах начинают изучать информатику.
В школе – пусть изучают. А мы говорим о дошкольниках!
Стремление обеспечить своего ребенка всеми чудесами
техники – предоставление домашнего компьютера в его распоряжение или
покупка компьютера ему лично –это, с одной стороны, забота о развитии
сына или дочери, а, с другой стороны, также перекладывание значительной
доли родительских воспитательных обязанностей на экран. В случае с
компьютером, как и с телевизором, важно помнить, что дети должны
«созреть», то есть быть готовыми использовать эту технику по назначению –
для приобретения каких-нибудь полезных навыков, для получения нужной
информации, а не для того, чтобы убивать время всякими «стрелялками» и
«бродилками».
-Каким образом можно определить, готов ли ребенок к работе на компьютере?
Запомните главное: не следует усаживать ребенка за
компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время
проводят рядом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее
всего заниматься.
Общение с компьютером для дошкольников не является
привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации
внимания, концентрации сил. Бывают случаи, когда дети с трудом осваивают
навыки общения с компьютером и управления им, некоторые ребятишки
(около 5%) наотрез отказываются учиться на нем работать. У 54% из них
возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству.
-Может быть, все дети делятся на способных и неспособных освоить компьютер?
Вовсе нет. Оказывается, трудности, возникающие при
общении ребенка с компьютером, связаны с особенностями приспособления
его организма к новому виду деятельности. Для детей 5-6 лет характерна
незавершенность развития всех систем и органов, что определяет высокую
чувствительность организма к любым воздействиям. Когда ребенок начинает
общаться с компьютером, функциональные системы его организма также
приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень
напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех
функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом
деятельности.
-С чего надо начинать обучение ребенка? И о каких необходимых функциях идет речь?
На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с
клавиатурой, достаточно быстро и точно нажимать нужные клавиши,
складывая буквы в несложные знакомые слова. При этом ребенок
периодически переводит взор с экрана монитора на клавиатуру и обратно,
прочитывая эти слова и исправляя ошибки. За 10минут работы ребенок
делает обычно 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в
более быстром темпе, навязываемом программой. В этом случае дети
испытывают затруднения в поисках нужной клавиши и нередко ошибаются.
Следовательно, при обучении нельзя «гнать коней». А нужно
последовательно развивать двигательные функции и функции зрительной
системы ребенка. Также ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять,
анализировать, то есть таким образом решать пространственные и
логические задачи, доступные его возрасту.
-Что надо делать родителям для подготовки ребенка к работе с компьютером?
Нужны упражнения, направленные на развитие точности и
координации движений ребенка. Необходимо также развивать тонкую моторику
кистей и пальцев рук. Нужно развивать и кратковременную память.
-Какие игры можно использовать для этого?
Для координации движений и точности их можно использовать
игры «Меткий бросок» (игры с кольцебросом), «Кегли», настольный футбол,
волейбол, хоккей. Для развития кисти пальцев рук используются
всевозможные варианты пальчиковой гимнастики. Даже «Сорока-сорока» -
старинная игра с пальчиками –не что иное как пальчиковая гимнастика. Для
развития памяти можно использовать всевозможные игры со словами.
-Как подогреть интерес ребенка к этим играм?
Сразу объяснить, что они нужны для хорошей работы на
компьютере. Старайтесь, чтобы эти упражнения стали для ребенка
увлекательной игрой и непременно участвуйте в этой игре как равный ее
партнер, с удовольствием. Отдельные упражнения можно выполнять во время
совместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возможности, чтобы
укрепить его память, развить точность движений и другие качества,
функционально важные для работы на компьютере. Попытайтесь подобрать
свои варианты игр и упражнений, способных развитию значимых функций и
похожих по действию на предложенные мной. Это позволит поддержать
интерес ребенка к занятиям, сделать их разнообразными, нескучными и
неожиданными.
-Как реагировать, если у ребенка на все получается при работе на компьютере?
Нет ничего удивительного в том, что у него не все
получится с первого раза. Ни в коем случае не выражайте недовольства
плохими, с вашей точки зрения, результатами. Постарайтесь ободрить
маленького ученика.
Не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми.
Готовность (психологическая и функциональная) организма к любой
деятельности, в том числе к работе на компьютере, вырабатывается у
каждого своя. Учитесь понимать и поддерживать вашего ребенка.
Кстати, заведите специальную тетрадь, чтобы заносить в
нее результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребенок
уже умеет делать, а что еще нет. Чаще говорите с ребенком об его
успехах.
-Как хоть немного обезопасить своего ребенка от вредных излучений?
Японцы, например, рекомендуют не пренебрегать горшочками с
кактусами, которые следует расставлять около боковых частей монитора.
Эти растения вбирают в себя до 50% компьютерных излучений и преобразуют
сухой воздух в атмосферу, насыщенную кислородом. Важно, чтобы в комнате,
где стоит компьютер, всегда был свежий воздух.
-А теперь вопрос еще об одном экране – миниатюрном экранчике сотового телефона. Можно ли ребенку пользоваться таким телефоном?
Дошкольнику такая техника непонятна, поэтому и не нужна.
Кроме того, маленький ребенок может свой телефон потерять, уронить,
сотовый у него могут украсть. Представляете реакцию на это своего
ребенка? Море слез и невроз.
Ученые бьют тревогу из-за того, что дети – юные владельцы
мобильников – хуже спят, так как многие берут телефоны себе в кровать,
продолжая без конца посылать друг другу СМС-сообщения, и поэтому плохо
засыпают, и у них более тревожный сон.
Таким образом, взрослые, без сомнения, должны по
возможности ограничивать использование сотовых телефонов с маленькими
детьми, и даже с теми, кто постарше. Так, 14 летнюю девочку пришлось
срочно госпитализировать из-за серьезного воспаления сухожилий пальца
правой руки, затем палец вообще перестал двигаться. Выяснилось, что эта
девочка ежедневно отправляла друзьям до 100 СМС-сообщений.
Кроме того, как в случае с компьютером, увлечение сотовой
связью может привести к болезненной тяге и породить дополнительные
неврозы.
Так что если вы решили давать ребенку общаться с чудесами техники, то очень дозировано и как можно позже. |