Эмоционально-положительное, содержательное общение с
окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка.
Задачи воспитателя:
— Развивать доброжелательное отношение детей к близким
людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к
сверстникам;
— Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние
близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь —
пожалеть, утешить, сказать ласковое слово;
— Помогать детям осваивать разные способы взаимодействия
со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой
деятельности; »
— Постепенно приучать детей к выполнению элементарных
правил культуры поведения;
— Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния
в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих
делах, играх, занятиях, совместных праздниках;
— Обогащать представления детей о людях (взрослых и
сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко
выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и
родственных отношениях.
Ребенок и взрослые
Третий год жизни
Представления и познавательные умения
Взрослые люди. Проявлять интерес к взрослым, их
действиям. Различать и называть взрослых людей в жизни и на картинках.
Показывать, называть основные части тела, лица человека, его действия.
Различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе
отношение к детям (кормят, одевают, ласкают).
Эмоциональные состояния.
Вместе с воспитателем рассматривать картинки и
игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеется, плачет).
Различать по выражению лица контрастные эмоциональные состояния (смех, слезы).
Повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное
состояние («Дядя смеется», «Мама смеется»), и показывать это состояние на
картинках. Различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчеркнуто
демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса, действия и быстро
прекращает их, переходит к новым игрушкам и так же быстро оставляет игру, не
развив сюжет.
Семья.
Вместе с воспитателем рассматривать картинки, изображающие
семью — детей и родителей. Показывать, где мама, папа, дети. Показывать и
называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей о детях
(мама завязывает красивый бант, папа дарит машинку и пр.).
С помощью воспитателя выделять на картинках и в жизни
Факты доброго отношения детей к взрослым (ребенок подает Дедушке тапочки,
обнимает маму).
Средний.
Игровые действия разнообразны. Ребенок отражает сюжет
из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем,
воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя.
Принимает предложение к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется
ими в играх. В играх-имитациях выразительно передает игровой образ. С интересом
наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со
сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий. Называет
свою игровую роль.
Высокий. Ребенок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно
пользуется предметами-заместителями. Называет свою игровую роль и игровые
действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую
инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре
много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и
выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо
ориентируется в правилах знакомых игр.
Практические умения, поведение, общение. По побуждению
и показу старших проявлять доброжелательность к близким: выполнять отдельные
просьбы, повторять показанные действия, участвовать в совместной игре. По
инициативе взрослого вступать в общение: отвечать на вопросы о себе («Как тебя
зовут?»), о членах семьи («Где мама?», «Как зовут папу?»), о любимых
игрушках.
Участвовать вместе со взрослыми в добрых делах (покормить
животных, вручить подарок). По показу и побуждению взрослого проявлять
отзывчивость на состояние взрослых (пожалеть, обнять, приласкать).
По примеру и напоминанию воспитателя пользоваться ласковыми
словами — обращениями к близким («бабуля», «мамочка» и т. п.), говорить
«спасибо». Радоваться одобрению старших.
Четвертый год
жизни
Представления и познавательные умения
Взрослые люди.
Узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках.
Выделять особенности внешности,. прически, одежды, обуви взрослых людей;
понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя,
дедушка, бабушка). Сравнивая картинки, изображающие взрослых людей, отделять
картинки с изображением мужчин от картинок с изображением женщин («Здесь тетя и
здесь тетя. Здесь бабушки, а здесь дедушки»).
С помощью воспитателя! на картинках, в сказках, в
жизни выделять действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота
О-других — о детях, о животных. Выделять отдельные поступки, в которых
проявляется Доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю.
Эмоциональные состояния. Вместе с воспитателем рассматривать
картинки, изображающие ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость,
веселье, слезы, гнев), соответствующую мимику, жесты; связывать эмоциональное
состояние с определенными действиями и словами взрослого. Раскладывать
картинки по общему эмоциональному состоянию героев («Здесь мама смеется,
бабушка смеется. Здесь дедушка не смеется»).
Семья.
Рассматривать картинки с изображением семьи, называть
членов семьи, их действия. Выделять общее радостное настроение членов семьи,
его причину (все смеются, в семье праздник, все встречают Деда Мороза). Из
бумажных фигурок или игрушек составлять семью («Это папа, мама, дети»).
Устраивать комнату для семьи: ставить мебель, посуду.
Отвечать на вопросы о своей семье, о том, как в семье помогают друг другу.
Понимать, что у других детей тоже есть своя семья,
родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.
Практические умения, поведение, общение. Проявлять привязанность
к близким, уметь по примеру взрослого или самостоятельно выразить
доброжелательность: выполнить просьбу взрослого, повторить действия, одобряемые
взрослым, показать свои навыки, прочесть стишок, спеть песенку. В ответ на
просьбу взрослого стараться сдержать негативные побуждения: не кричать громко,
не хныкать.
По примеру воспитателя стараться называть старших на
«вы», воспитателя — по имени и отчеству. Не отворачиваться от взрослого, если
он заговорил; отвечать на вопросы о родителях, о любимых игрушках, об
отдельных событиях в детском саду.
Охотно включаться в совместные игры или другие
действия со взрослым.
По примеру старших замечать настроение членов семьи и
соответственно на него реагировать («Бабушка уснула — нельзя шуметь»).
По побуждению старших делать близким что-то хорошее:
подарить цветы воспитательнице, принести дедушке очки, показать бабушке свои
игрушки.
В детском саду по напоминанию и самостоятельно здороваться,
прощаться, благодарить.
Ребенок и сверстники
Третий год жизни
Представления и познавательные умения
Дети.
Различать, узнавать, называть детей на картинках и в
жизни. Показывать и называть их действия, узнавать и называть детей в группе
по именам. Эмоциональные состояния.
Проявлять интерес к выражению лиц детей; называть
части лица. Вместе с воспитателем рассматривать картинки, изображающие ярко
выраженные эмоциональные состояния детей. Называть ярко выраженное
эмоциональное состояние сверстника (смеется, радуется, плачет).
Отношения. Рассматривать вместе с воспитателем
картинки, изображающие положительные действия и поступки детей по отношению
друг к другу (играют вместе, собирают ягоды, помогают нести большую коробку) и
добрые дела детей (кормят животных, гладят кошку, купают куклу).
По предложению воспитателя обращать внимание на хорошие
действия и поступки детей в группе (Оля и Яна дружно играют с мячом. Саша
помогает Вике надеть шубку). Проявлять интерес к общим действиям со
сверстниками, к игровым действиям других детей. Спрашивать воспитателя или
других детей об их действиях, именах.
Практические умения, поведение, общение.
По показу или побуждению воспитателя проявлять доброжелательность
по отношению к сверстникам (поделиться игрушкой, угостить).
Проявлять интерес к общению с детьми, называть
знакомых детей по именам; по показу воспитателя включаться в игры с общей
игрушкой. Охотно участвовать в играх-хороводах («Кто у нас хороший»,
«Каравай»), в играх-имитациях («Веселые зайчата», «Кружатся снежинки»,
«Солнышко»). Уметь откликаться на. общее эмоциональное состояние: радоваться
совместным действиям, играм, танцам, музыке.
По примеру воспитателя проявлять сочувствие к сверстнику
(пожалеть, взять за руку, предложить сладости). В общении, по показу и
напоминанию взрослых, ласково обратиться по имени (Олечка, Леночка).
Проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к
игрушкам, животным («не обижать» кукол, не пугать животных).
Участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей
целью и общим результатом деятельности (собрать осенние листья в общий букет,
насыпать из песка большую «гору», слепить колобки для угощения кукол, приклеить
свой цветок на общую «полянку» и пр.).
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения
Дети.
Знать особенности внешнего вида детей (лицо, прическа,
одежда, обувь), различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка).
Знать имена мальчиков и девочек.
Эмоциональные состояния.
Рассматривать картинки, изображающие яркие
эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом
детьми состоянии (радуются, смеются, испугались, плачут). Уметь отобрать картинки
с изображением одинаковых эмоциональных состояний («Здесь все смеются»).
Понимать связь между соответствующим эмоциональным
состоянием и действиями детей. Понимать-, что, если кто-то плачет, огорчен,
надо подойти и успокоить его.
Различать веселую и грустную музыку, веселое и
грустное настроение детей и животных («Дети играют с котятами — всем весело»).
Отношения. Знать, что в детском саду дети обращаются
друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к
другу, /делятся игрушками. Понимать, какие поступки по отношению к сверстникам
вызывают одобрение взрослых. (Хорошо, когда ребенок угощает другого, утешает,
если тот обижен.) Представлять отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые
взрослыми по отношению к детям. (Нельзя обижать, причинять боль другим.)
Рассматривая картинки, попытаться по просьбе воспитателя
представить себе и воспроизвести, как дети ласково обращаются друг к другу, какие
слова говорят. Отбирать картинки, изображающие добрые поступки детей, выражать
к ним свое отношение («Они мне нравятся. Это хорошие дети»).
Практические умения, поведение, общение.
Самойющельно называть сверстников по именам,
обращаться к ним приветливо- По примеру и побуждению воспитателя проявлять
доброе отношение к сверстникам: готовность к совместным действиям, Умение
спокойно играть рядом и в маленькой подгруппе, объединенной общим сюжетом
игры.
Следуя побуждению и примеру воспитателя, замечать
Эмоциональное состояние сверстника, проявлять сочувствие, оказывать
элементарную помощь (пожалеть, утешить, угостить, пригласить в общую игру).
Вместе со сверстниками принимать участие в разрешении
проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания, создаваемых
воспитателем («Наш зайчик поранил лапку»; «У Мишутки разболелось горлышко»;
«Найдем друга котенку Пуху»; «Построим ежику Колючке теплый домик»; «Накормим
голодных обезьянок»; «Успокоим и обогреем зайку и поможем ему найти маму»). В
ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предложения, помогать «попавшим
в беду» игрушкам.
Охотно откликаться на предложение участвовать в общем
деле: в хороводных, подвижных и имитационных играх, в собирании общих
«сокровищ» (картинок, камешков, ракушек), в уборке игрушек, в подготовке к
празднику. Испытывать удовольствие от участия в добрых делах (поздравить
сверстника с днем рождения, обменяться «сокровищами», встретить вместе со всеми
ребенка после болезни, собрать цветы и одарить ими девочек в группе, всем
показать свою новую заводную игрушку и т. п.).
Отношение ребенка к самому себе
Третий год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя.
Узнавать дом, в котором живет, детский сад, свою группу. Знать свои игрушки,
вещи. Знать членов своей семьи. Узнавать себя в зеркале, на крупных фото.
Отличать свои игрушки, свои вещи от чужих вещей. Задавать вопросы о членах семьи,
о своих действиях, игрушках («Что делает мама?»; «Где папа?»; «Где мой
мишка?»).
Практические умения, поведение, общение. Называть свое
имя в разных вариантах (Оля, Олечка). Говорить о себе в первом лице: «я». Уметь
выразить отдельные состояния и потребности с помощью речи: «Я хочу спать»; «Я
буду играть». Стремиться к активным самостоятельным действиям. Проявлять
настойчивость в освоении трудного действия (складывать пирамидки, пытаться
шнуровать ботинки и пр.). Говорить о себе с положительным чувством («Я —
хороший»; «Толя — хороший»). Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого
и стремиться повторить самостоятельно положительное действие.
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя,
фамилию, пол, возраст. Узнавать дом, квартиру, в которой живет, детский сад,
группу, своих воспитателей, няню. Знать членов своей семьи и ближайших
родственников (бабушку, дедушку, тетю, дядю). Хорошо знать свои вещи, узнавать
свои игрушки, книжки среди других вещей. Узнавать себя и членов семьи на фото.
Проявлять любознательность. Задавать вопросы лз себе, о своем организме.
Осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею
сам запускать юлу»; «Я умею сам застегивать куртку» и т.п.).
Практические умения, поведение, общение. Всегда
говорить о себе в первом лице — «я». Уметь высказывать свои желания («Я хочу»;
«Я не хочу»). Уметь словесно выразить отдельные свои состояния («Я испугался»;
«Я пошутил»; «Я устал»). Уметь выразить свое отношение («Я люблю маму»; «Мне
нравится эта сказка»; «Я люблю эту песенку»). Выражать привязанность к близким
и сверстникам. Иметь любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи.
Проявлять настойчивость в освоении нового действия, в получении ответа на
интересующие вопросы, задавать взрослым вопросы об окружающем («Для чего это?»;
«Почему?»; «Как?»; «Где?»). Сохранять жизнерадостное настроение, быстро
преодолевать негативные состояния, стремиться к положительной оценке
окружающих, проявлять доверие к миру («Меня все любят, я — хороший мальчик»).
|