Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного
отношения ребенка к себе как к представителю определенного пола.
Для девочек предлагается нарисовать девочку - хорошую,
плохую и себя. Для мальчиков предлагается нарисовать мальчика - хорошего, плохого
и себя.
Оборудование: Ребенку для выполнения рисунка
предлагают 6 цветных карандашей - синий, красный, желтый, зеленый, коричневый,
черный. Бланк методики представляет собой сложенный книжечкой стандартный лист
нелинованной белой бумаги. Первая страница книжечки остается чистой, здесь
после проведения работы записываются сведения о ребенке. На второй, третьей,
четвертой страницах книжечки ребенок рисует "хорошую, плохую девочку и
себя" или "хорошего, плохого мальчика и себя" (в зависимости от
пола ребенка).
Примерная инструкция. "Сейчас ты будешь рисовать.
Сначала нарисуй "плохого мальчика" (или "плохую девочку").
Рисовать будешь тремя карандашами. Выбери эти карандаши и покажи их мне, а
оставшиеся три убери. (Важно убедиться, что ребенок сделал это.) Начинай
рисовать".
После того, как ребенок закончил рисовать, дается
следующая инструкция: "А теперь отложи те карандаши, которыми ты рисовал,
и возьми три оставшихся. Покажи их мне. (Необходимо, убедиться, что ребенок понял
и выполнил инструкцию.) Этими карандашами ты нарисуешь "хорошую
девочку" ("хорошего мальчика"). Начинай рисовать".
Перед рисованием третьего рисунка даем следующую
инструкцию: "На оставшемся листке нарисуй себя. Себя ты можешь рисовать
всеми 6 карандашами. Возьми их в руки и покажи мне. Начинай рисовать".
Рисование может проводиться как фронтально, так и
индивидуально. Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком. При
фронтальном рисовании на выполнение рисунков уходит 30-40 минут, индивидуальное
проведение требует меньше времени, в среднем 20-30 минут. Индивидуальное
проведение в целом предпочтительнее, поскольку позволяет фиксировать порядок
рисования, в том числе использование цветов, спонтанные высказывания ребенка,
его мимику жесты, время, затрачиваемое им на каждый из рисунков, а также дает
возможность побеседовать с ребенком сразу после окончания рисования.
Беседа содержит вопросы:
1. Какой из рисунков больше всего понравилось
рисовать, а какой меньше всего? Почему?
2. Какой рисунок получился лучше всего, а какой хуже?
Почему?
3. Почему на одном рисунке мальчик плохой (девочка
плохая), а на другом - хорошая девочка (хороший мальчик)?
4. Какими качествами обладает плохой мальчик (плохая
девочка)?
5. Какими качествами обладает хорошая девочка (хороший
мальчик)?
6. Что ты можешь рассказать о плохом мальчике (о
плохой девочке)?
7. Что ты можешь рассказать о хорошей девочке (хорошем
мальчике)?
8. Кто тебе больше нравится: хорошая девочка (хороший
мальчик) или плохой мальчик (плохая девочка)? Почему?
9. Каким ты нарисовал (нарисовала) себя?
10. Расскажи о себе. Что тебе нравится в себе больше
всего? Что ты умеешь делать лучше всех? Что ты хотел (хотела) бы изменить в
себе? Чему ты хотел (хотела) бы научиться?
Здесь приводится лишь примерный перечень вопросов,
который педагог может дополнять и изменять в зависимости от конкретного
случая. Ответы ребенка подробно записываются в дневник наблюдений педагога.
Обработка и интерпретация результатов. Анализ
изображения ребенком себя: наличие основных деталей, полнота изображения,
количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень
украшен-ности, статичность рисунка или представленность фигурки в движении,
включение себя в какой-либо сюжет - игру, танец, прогулку и т.п., размер
рисунка по сравнению с изображением хорошей девочки (хорошего мальчика) или
плохого мальчика (плохой девочки), его расположение на листе, соотношение
отдельных частей рисунка и др.
Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка,
"разукрашивание" свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу,
т.е. к себе как к мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствие
необходимых деталей указывает на отрицательное или даже конфликтное отношение к
себе как к мальчику или девочке; размещение рисунка внизу страницы может
свидетельствовать о депрессивности мальчика или девочки, наличие у него
комплекса неполноценности по отношению к своему полу; наиболее неблагоприятным
является "автопортрет", нарисованный в профиль и расположенный в
нижнем углу страницы, особенно в левом.
При анализе рисунков следует обратить внимание на
следующий момент: изображение ребенком себя больше похожей на рисунок хорошей
девочки (хорошего мальчика) или плохой девочки (плохого мальчика), что будет
свидетельствовать о эмоционально положительном или негативном отношении ребенка
к себе как к представителю определенного пола. Сопоставление
"автопортрета" ребенка с рисунками "хорошего" и
"плохого" сверстника возможно по следующим параметрам и фиксируется в
протоколе, который оформляется на каждого ребенка.
Протокол данных тестирования
|
"Автопортрет" ребенка
|
"Хороший " сверстник
|
"Плохой" сверстник
|
Цвета, использованные в "автопортрете", их
соответствие цветам "хорошего" и "плохого" сверстника,
каких цветов больше
|
|
|
|
Размер "автопортрета" по сравнению с размерами
рисунков "хорошего" и "плохого" сверстника
|
|
|
|
Повторение деталей из рисунков "хорошего"
и "плохого" сверстника (одежда, головной убор, игрушка, рогатка,
пистолет, палка, камень и т.д.)
|
|
|
|
Наличие в "автопортрете" новых деталей и
их характер
|
|
|
|
Общее впечатление о похожести "автопортрета"
на рисунок "хорошего" и "плохого" сверстника
|
|
|
|
Вывод об особенностях эмоционально-ценностного
отношения ребенка к себе как к представителю определенного пола целесообразно
делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и
беседы, т.е. речь идет именно об учете обеих групп данных в окончательном
заключении педагога и психолога. |