Мы, взрослые, очень любим
рассуждать о том, что запретный плод сладок, тем не менее, понимаем, что без
законов (т.е.
юридически установленных правил, нарушать которые запрещено под страхом
определенного наказания), мир погрузился бы в хаос. Поэтому запреты должны быть.
Но они не должны задевать достоинство ребенка и самих взрослых, они не должны
быть непроизвольными, их нужно вводить только в воспитательных целях. Для того
чтобы запреты действовали, их должно быть немного (не более 3, а по мере взросления
ребенка количество запретов должно уменьшаться). Если шаг вправо, шаг влево
расценивается как побег, ребенок рано или поздно начнет бунтовать.
Нельзя
зажимать его так, чтобы было не вздохнуть. Когда человека душат, он судорожно
дергается, пытаясь вырваться. Так и ребенок, слишком сильно зажатый в тиски
родительской строгости, начинает на пустом месте упрямиться, проявлять
агрессивность, демонстративно не слушаться. Помните, что слишком жесткое
настаивание на соблюдении запретов может привести к уходу ребенка на улицу, а в
самом тяжелом случае к бродяжничеству или суициду. Кроме того, необходимо
установить иерархию запретов. От самого значимого запрета к менее значимому.
Установите четкие границы дозволенного и разрешайте ребенку свободно
действовать в этих пределах, придерживаясь установленных прав.
Очень важна
согласованность всех взрослых членов семьи относительно требований,
предъявляемых ребенку. Если нельзя — значит, нельзя, кто бы ни находился рядом
сейчас (папа,
мама,
бабушка). Иначе
ребенок привыкнет манипулировать взрослыми, и в итоге авторитет всех членов семьи
будет подорван. Но прежде, чем что-либо запрет спросите себя: а так ли это
необходимо? И вы увидите, что очень многое вполне можно не запрещать, а находить разумный компромисс и
даже просто, безо всяких условий, соглашаться с пожеланием ребенка.
Дети,
начиная с дошкольников, заканчивая подростком, реагируют на запреты по-разному.
Так дошкольник, реагируя на запрет, становится особенно непослушным, и у него
возникает желание все делать наоборот. Он может вести себя как бы назло, тем
самым, желая проверить, а действительно ли запрещают?
Младший школьник
стремится им соответствовать. А у подростка становится значимым именно нарушение
запретов. Это является следствием формирования чувства взрослости. Т.е. по
мнению подростка, следовать запрету или совету - быть маленьким, нарушать -
быть взрослым.
|