Вопрос. В какой последовательности
развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого
развития ребенка?
Ответ. Речь младенца развивается в
следующем порядке: «комплекс оживления» (2-2,5 месяца); гуление (2-4 месяца);
лепет, подражание фонемам родного языка (5-6 месяцев); понимание некоторых слов
и понимание речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов (к
1 году).
Причинами задержки речевого
развития могут быть:
недостатки развития
анализаторных систем слуха и зрения, речедвигательного анализатора;
боязнь ребенка, вызванная
тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон;
отсутствие достаточного
речевого общения взрослого с ребенком.
Ситуация. Лена (3 года) поет песенку
«Елочка». При этом вместо слов «Мороз снежком укутывал» она произносит «Мороз
мешком укутывал».
Наташа (2 года 10 месяцев)
поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» (вместо
«рысцою пробегал»).
Закономерно ли это явление
для детей раннего возраста? Дайте психологический анализ причин искажения слов.
Как поступать взрослым в этих ситуациях?
Решение. Искажение слов песен естественно
для детей в таком возрасте. Это связано с ориентировкой ребенка на звуковую
форму слова, сопоставлением одних слов с другими созвучными словами, что приводит
к ошибочным их сближениям.
В приведенных примерах
смысловое истолкование слова следует за звуковым сопоставлением. Взрослый в
таких ситуациях должен поправить ребенка и объяснить ему смысл правильного
словосочетания. Затем желательно попросить ребенка произнести слова правильно.
Ситуация. Дошкольник, жестикулируя,
рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз... и стекла — бах, бах... А он
упал... и тогда все... так бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как
закричит... Под красный, под красный... А она так и плачет...».
Какие особенности речи
младших дошкольников проявились в этом рассказе?
Решение. Дошкольники часто говорят
короткими и оборванными фразами. Они считают, что рассказывают то, что знакомо
их собеседнику. Поэтому многие детали рассказа заменяются движениями рук,
дополняются выразительной мимикой и отдельными восклицаниями.
Ситуация. Нина (1 год) требовательно и
капризно произносит: «Ла, ла... ла!», что на ее языке означает «лампа». Мама,
пытаясь угадать, что она хочет, то зажжет лампу, то погасит ее. Дочь же в ответ
негодует, капризничает, обижается. Ситуация, в которой мама не может угадать,
чего хочет дочка, повторяется неоднократно.
С чем связано подобное
поведение Нины? Как правильно вести себя в подобных ситуациях родителям?
Решение. В данной ситуации проявляется
кризис 1 года. Мама должна изменить свое отношение к дочке. Если прежде дочка
нуждалась только в эмоциональном общении (улыбка, интонация, ласковые прикосновения),
то теперь она хочет быть понятой, ищет отклика со стороны мамы.
Мама должна предлагать дочке
игрушки, предметы, с которыми можно действовать: разбирать, собирать,
вкладывать один в другой. При этом обязательно сопровождать свои действия и
действия ребенка словами. Она должна стараться, чтобы дочь говорила, для чего
нужно не выполнять ее просьбы, если они не сопровождаются словами, которые та
в состоянии произнести. Маме необходимо помогать своей дочери произносить
слоги, слова, понятные окружающим. |